Конспект психологического занятия для учащихся старших классов «Сила воли и ее значение в жизни человека»

Шакирова Ольга Алексеевна
Конспект психологического занятия для учащихся старших классов «Сила воли и ее значение в жизни человека»

«Сила воли и ее значение в жизни человека».

Конспект психологического занятия для учащихся старших классов.

Цель: Активизация собственных внутренних ресурсов, пробуждение «духовного Я» у учащихся старших классов, осознание своих волевых качеств.

Задачи:

1. Обобщить знания учащихся о понятии «Сила воли», «волевые качества».

2. Развивать рефлексию, потребность в саморазвитии.

3. Воспитывать в себе силу воли.

Воля – это власть человека

над самим собой

(А. Грецов).

1. Вступление.

В прошлом веке некоторые исследователи считали что воли не существует, так как:

- Волю нельзя измерить.

- Волю нельзя проверить.

- Волю нельзя увидеть.

- Вместо термина «воля» стали использовать термин «устойчивое поведение».

2. Мозговой штурм: Воля - это… (ответы записываются на доске).

3. Мини-лекция с использованием презентации.

Воля – это внутреннее усилие, способность сознательно ставить цели и идти к ним, преодолевая возникающие внешние и внутренние трудности.

Внешние трудности – это те трудности, которые приходят к нам из социальной среды. А внутренние трудности – это те трудности, которые находятся внутри нас (страх, отчаяние, гнев, злость, ненависть, зависть, гордыня, безразличие, равнодушие, вина, душевная тяжесть, внутреннее одиночество, жадность и т. д). Переживали вы когда – нибудь подобные состояния? Что хочется сделать в данной ситуации? (выслушать ответы учащихся).

Функция воли:

1)Побудительная – направляет человека на достижения цели.

2)Тормозящая – подавляет другие мотивы, мешающие достижению цели.

Просмотр фотографий (10 - 15шт) спортсменов – инвалидов с параолимпийских игр.

Нам, здоровым людям следует приклониться перед ними и позаимствовать силу духа, веру в победу.

4. Обсуждение.

Какую роль играет воля в жизни этих спортсменов, легко ли им даются спортивные достижения? Почему они смогли чего-то достичь?

Выслушать и обсудить ответы детей.

«Самая большая победа в жизни – это победа над самим собой».

5. Чтение рассказа «Жить на полную катушку» (индивидуально каждому).

Жить на полную катушку.

Вожак целился в горло. Вся стая ждала, когда главный начнёт рвать клыками человеческую плоть. Некоторые от нетерпения подвывали. Вожак напрягся для прыжка, как вдруг его ослепили фары. Автомобиль заскрежетал тормозами в метре от Николая. Собаки скрылись в темноте. Водитель со злостью открыл дверь и заорал: «Мужик, ну ты нашел, где валяться!» Тут незнакомец осёкся – разглядел, что перед ним человек без ног.

- «Ты чего здесь делаешь?» - спросил он.

- «Бродячие собаки атаковали, если бы не вы, перегрызли бы мне горло».

- «Помочь сесть в машину?»

- «Нет, я сам». Николай был похож на крупную обезьяну с мощно развитой грудной клеткой, атлетическими руками. Он, собственно, и передвигался на руках. Открыл заднюю дверь и ловко забрался на сидение: «Я бухгалтер, недавно поменял место работы. А у вас тут переулки безлюдные». На следующий день, идя на работу, он прихватил охотничий нож. Вечером был поединок с вожаком. Пёс с перерезанным горлом остался лежать на земле. Больше собаки его не трогали.

Николаю помог опыт охотника. Он в одиночку ходил в тайгу с 11 лет. Зимой надевал на руки лыжи и айда по белоснежным просторам. Стрелять из ружья научил его отец. Единственный в семье, кто относился к нему по-человечески. Родная мать ни разу не приласкала его, брат издевался, учительница говорила: «Сгинешь в доме инвалидов». А он и не думал гнить, наоборот, процветал. Семья жила в сибирской деревне, недалеко от Томска. Николай, несмотря на его физический недостаток, ловил рыбу, а когда научился держать ружьё, повадился в тайгу. Шло время.

Сейчас у Николая двое детей, двое внуков и любимая жена Раечка. Рая работала в сельской библиотеке. У девушки не было левой руки и правой ноги, передвигалась она с костылём. А познакомились на протезном заводе, в местном стационаре, где инвалиды лежали несколько дней, пока им снимали мерки. Поженились. Через несколько месяцев Рая поняла, что ждёт ребёнка. С замиранием сердца счастливая пара шла к доктору, чтобы узнать, родится ли малыш здоровым. «Всё в порядке, малыш родится здоровеньким» - сказал доктор. – У вас нет никаких генетических заболеваний. Ваши физические увечья связанны с тем, что ваши матери пытались избавиться от вас во время беременности».

Николай знал об этом и без доктора. Его мать не скрывала, что «вытравливала» плод. В итоге брат-близнец Николая родился мёртвым, а он сам - без ног. Для Раи слова доктора стали открытием. Её мать всегда избегала разговоров на больную тему.

Родился Валера, а спустя пять лет Надежда. Николай кормил семью, поднялся по служебной лестнице до старшего бухгалтера.

«Главное духом не падать», думал Николай.

Человек, переживший предел отчаяния, может справиться с любыми трудностями.

6. Дискуссия.

Есть воля у героя рассказа? Докажите.

Где мы можем наблюдать проявление силы воли? Объясните.

Как воля формируется у человека? А как воля формируется у вас?

У кого из вашего класса есть сила воли?

Выслушать и обсудить ответы детей.

7. Тест «Волевые качества личности» (индивидуально каждому).

Инструкция:

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите свой вариант ответа.

Варианты ответа:

А – нет, так не бывает.

Б – пожалуй, неверно.

В – может быть.

Г – наверное, да.

Д – уверен, что да.

№ 1 Целеустремлённость.

1. Приступая к любому делу, всегда чётко осознаю, чего хочу достичь.

2. Если ставлю перед собой определённую цель, то неуклонно стремлюсь

к её достижению, как бы ни было трудно.

3. Даже при неудачах я не падаю духом, и продолжаю начатое дело.

4. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и

достигать их.

5. Мои интересы устойчивы, я знаю к чему мне стремиться в жизни.

6. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться.

7. Неудача в делах побуждает меня работать с удвоенной энергией.

8. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу,

9. У меня есть главная цель в жизни.

10. Всегда довожу до конца любое общественное поручение.

№2 Смелость и решительность.

1. Принемая какое-либо решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

3. Меня редко мучают сомнения.

4. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить

Несчастный случай.

5. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

6. Постоянно чувствую свою ответственность за собственные дела и

Поступки.

7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

8. Не испытываю страха перед сильным соперником.

9. Я выполняю свои обещания.

10. Высказываю своё мнение, несмотря на возможность конфликта.

№3 Настойчивость и упорство.

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю всё возможное для его

выполнения.

2. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

3. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим Трудом.

4. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

5. В соревнованиях борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

6. Во время учебного занятия заставляю себя полностью выполнить задание,

Даже если очень устал.

7. Всегда до конца отстаиваю своё мнение, если уверен, что я прав.

8. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу.

9. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

10. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в школе.

№4 Самообладание и выдержка.

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. Мне удаётся сохранить ясность мысли даже в самых сложных

Жизненных ситуаций.

3. Специально учусь владеть собой.

4. В споре мне обычно удаётся сохранять спокойствие и объективность.

5. Во время серьёзного испытания четко контролирую свои мысли,

Чувства, действия, поступки.

6. Могу долго терпеть боль, чтобы закончить начатое дело.

7. Неприятности дома не снижают качества моих учебных занятий.

8. Мне легко сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

9. Даже когда я сильно встревожен, контроль над собой не теряю.

10. На грубость не отвечаю грубостью.

№5 Инициатива и самостоятельность.

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Больше всего мне нравиться пробовать свои силы в творческой деятельности.

3. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

4. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

5. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе не интересно.

6. Мне легко удаётся побороть смущение.

7. Без усилий могу завязать разговор первым с незнакомым человеком.

8. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу.

9. Общественную работу стараюсь сделать не только полезной, но и интересной.

10. Всегда являюсь инициатором разговоров в коллективе.

Обработка и интерпретация результатов:

А-0б

Б-1б

В-2б суммируйте баллы по каждому номеру.

Г-3б

Д-4б

0-19б – низкий уровень.

20 -30б – средний уровень.

31-40б - высокий уровень.

8. Подведение итогов.

«Деньги и власть ничего не прибавляют к внутренней силе человека, потому что внутренняя сила есть сущность самого человека, которая заключается в том, чтобы в самых тяжёлых условиях, человек смог сохранить своё человеческое достоинство».

(постулат школы стоиков - Древняя Греция).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Значение молока в жизни человека» Тема: «Значение молока в жизни человека» Цель: Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов. Формировать исследовательские.

Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека» "Витамины и их значение в жизни человека" Тема: Витамины и их значение в жизни человека. Цель: познакомить детей с понятием “витамины”,.

Конспект занятия по русскому языку для учащихся начальных классов «Фразеологизмы в русском языке и их значение» Фразеологизмы в русском языке и их значение Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: Биться как рыба об лёд — настойчивые,.

Конспект факультативного занятия по биологии «Стебель. Внешнее и внутреннее строение» для учащихся старших классов Конспект занятия по объединению «Биология для поступающих в вузы». Тема: Побег: внешнее и внутреннее строение. Почки. Цель: повторить основные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект психологического занятия для учащихся старших классов «Сила воли и ее значение в жизни человека»
Опубликовано: 16 августа 2018 в 05:50
+89Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба»
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» Описание: Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» может быть полезен в работе...
[b]Субботник «Уборка участка!» [b]
Субботник "Уборка участка! " Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Наступила осень! Наш участок, который мы с такой любовью и заботой готовили к...
Конспект открытого занятия «Наш гость — Иванушка» для средней группы
Конспект открытого занятия «Наш гость - Иванушка» в средней группе Программное содержание -закрепить знания детей русских народных сказок;...
Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы «Край, в котором мы...
Проект по краеведению в подготовительной к школе группе «Край, в котором мы живём» Девиз проекта: «Любим наш край, нашу малую Родину, храним её и гордимся...
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю с 17 по 21...