Лучший педагог года

«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам

Ольга Королькова
«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам

Актуальность выбранной темы заключается в том, что фонематические процессы являются неотъемлемым компонентом для формирования правильной речи, так как отсутствие четкого слухового контроля и восприятия способствуют стойкому сохранению звукопрозносительных дефектов в речи. Проблема особенности восприятия речи у детей с дислалией и до настоящего времени остается недостаточно изученной, а специальные исследования фонематического восприятия у детей с дислалией (Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Л. Ф. Спировой, О. А. Токаревой, Б. М. Гриншпуна и др.) не решают всего круга вопросов связанных с этой проблеммой. Поэтому вопросы изучения фонематического слуха и восприятия и его влияния на преодоление речевых нарушений, определение путей развития этих процессов у старших дошкольников, приобретает особую актуальность.

Публикация «„Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией“, В помощь логопедам» размещена в разделах

Проблема:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия является необходимым условием для преодоления речевых нарушений у дошкольников с дислалией, но система работы по развитию данных процессов остается недостаточно разработанной.

Объектом исследования явилась речевая деятельность и состояние фонематического исследования у дошкольников с дислалией.

Предметом – процесс совершенствования и апробирования системы работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.

Целью исследования было изучение состояния фонематических процессов у детей с дислалией, адаптация и совершенствование технологии развития фонематических процессов данной категории детей.

Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:

- посвящен теоретическому анализу литературы определению

проблемы, предмета, задачи исследования, выбору метода исследования.

- проведение констатирующего эксперимента, цель которого выявить

фактические возможности формирования фонематического восприятия у детей с дислалией.

- организация обучающего эксперимента, целью которого

было формирование фонематического восприятия у детей с дислалией.

Над темой: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи» я работала в течение 15 лет в качестве учителя – логопеда в детском дошкольном учреждении.

Констатирующий эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад. Экспериментом были охвачены дети, имеющие речевые нарушения.

В работе использовались методы обследования предложенные Спировой, Ахутиной, Левиной, Правдиной, Винарской, Лурия, которые были систематизированны Н. М. Трубниковой.

Данный констатирующего эксперимента наглядно показали отсутствие органического поражения коры головного мозга у данной группы детей.

Проведенное обследование позволило получить следующие результаты:

С заключением ФФНР, обусловлено артикуляторно-фонематической дислалией.

С заключением ФФНР, обусловлено акустико-фонематической дислалией

Для исследования фонематического воспрития у детей с дилалией был использован тест А. Ф. Ануфриевой, С. Н. Костроминой «Тест на различение и выбора фонем».

Первое и второе задание теста были направлены на оценку фонематического слуха, третье, четвертое и пятое – на оценку фонематических представлений.

Диагностика показала, что фонематический слух недостаточно сформирован у семи детей с акустико-фонематической дислалией. Так же наблюдается незаконченность процессов формирования фонематического слуха у четырех детей с артикуляторно-фонематической дислалией.

Проведенный констатирующий эксперимент показал, что у детей с дислалией отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими, акустико-артикуляционными признаками. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умению сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в прямой зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.

Результаты эксперимента позволили выделить следующие направления в работе :

1. Развитие осознанного звукового анализа и контроля за собственным

произношением у детей с артикуляторно-фонематической дислалией;

2. Формировать умение различать и узнавать фонемы, с опорой на

сохранные функции у детей, имеющих акустико-фонематическую дислалию.

Система логопедической работы по развитию фонематических процессов состоит из двух частей:

- коррекционная, ориентирована на развитие у детей фонематического

слуха и исправление произношения.

Развитие речевого слуха строится поэтапно в соответствии с

рекомендациями по логопедической работе :

1. Узнавание неречевых звуков.

Проведенный эксперимент позволил сделать вывод, что этот этап у детей

с дислалией сформирован.

2. Развитие слухового внимания и памяти.

3. Различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых

звуков в сочетании слов и фраз.

4. Различение слов близких по звуковому составу.

5. Дифференциация слогов.

6. Дифференциация фонем.

Важным моментом при формировании фонематического слуха становится

выбор методов обучения. В систему логопедической работы были включены игры и упражнения в соответствии с этапом работы над формированием фонематического слуха. Для каждого ребенка устанавливалась точка отсчета двигаясь от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень был установлен, работа осуществлялась от трудных упражнений к более легким.

С первых занятий с детьми проводилась работа по развитию слухового внимания и памяти. Были разработаны десять подготовительных занятий для развития пространственного гнозиса (см. схематичные конспекты занятия).

Жинкин Н. И. утверждает, что фонемы в пространстве памяти расположены упорядоченно, т. е. в нашей памяти существует решетка фонем. В каждой ячейке этой решетки хранится фонема. Эта фонема является эталоном звука, который мы произносим. Оказывается, что фонемы расположены по типу противопоставления, для того чтобы у ребенка развивался процесс звукоразличения или фонематический слух.

К концу первого этапа дети научились безошибочно узнавать, классифицировать звуки

Вторая часть, опираясь на результаты работы первой, непосредственно направлена на развитие фонематического восприятия у детей с дислалией.

Развитие фонематического восприятия, как умственного действия, подчиняется таким же законам их формирования. Методика обучения детей звуковому анализу строится согласно теории Ф. Я. Гольперина о поэтапном формировании умственного действия:

1. Предварительное выяснение задания (образец выполнения звуко-

буквенного анализа)

2. Освоение действия с предметом (работа со схемами, фишками);

3. Освоение умственного действия в плане громкой речи (проговаривание

этого действия)

4. Перенос действия в умственный план (выполняет действие без

наглядной опоры).

В чем отличие данной работы от предлагаемой в литературе?

Во-первых, в том, что учебный процесс, направленный на развитие фонематического восприятия, выстраивается на основах природосообразного развития ребенка через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Во-вторых, система логопедической работы по развитию фонематического восприятия опирается на работу по развитию слухового восприятия в целом;

В третьих, на протяжении всех этапов работы проводится работа по развитию речеслухового внимания, речеслуховой памяти;

В четвертых, работа по формированию навыков слухового анализа строится в соответствии с теорией П. Я. Гольперина по формированию умственного действия.

Публикации по теме:

Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Мониторинг развития фонематических процессов у детей 5–7 лет Логопедическое обследование детей с ТНР включает в себя множество разделов: звукопроизношение, различение звуков на слух, звукослоговая.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). - Давайте закроем глазки,.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»Фонематическое восприятие –.

Система работы педагога по развитию у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Для решения поставленной проблемы.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 11:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД