МААМ-картинки

Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в школе

Елена Тимофеенко
Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в школе

«Сказкотерапия, как метод коррекционно-развивающей работы в школе».

МОАУСОШ № 4 г. Новокубанск

Тимофеенко Е. С. педагог-психолог

В деятельности школьного психолога важное место занимает коррекционная работа, суть которой вытекает из результатов диагностики, проводимой по запросу учителя. При выборе той или иной техники необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, имеющиеся ресурсы и профессиональный опыт педагога-психолога. В поиске универсальных, интересных и результативных методик я в своей практической деятельности решила попробовать метод сказкотерапии.

Публикация «Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в школе» размещена в разделах

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём".

У школьников МОАУСОШ №4 первая встреча со сказкотерапией происходит на этапе их становления как первоклассников. Начало учебы – трудное время для ребенка. Считаю, что создание комфортных психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – основная цель работы педагога-психолога с учащимися 1 класса. Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку становится хорошо и комфортно. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, осознают причины своих волнений через сказочные образы. У детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира. При правильной работе над сказкой, робкий ребенок, возможно, впервые пробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным; а ребенок с низкой самооценкой – поверит в свои способности. Кроме того, большинство того, большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать эмоции в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление. И здесь мне помогает сказка.

Сказкотерапию применяю и на внеурочной деятельности.

В своем арсенале имею и активно использую подборки сказок для решения следующих психологических проблем учащихся:

• младшего школьного возраста – оптимизация межличностных отношений в ученическом коллективе, проявления тревожности, проявления детской агрессивности, взаимоотношения мальчиков и девочек, развитие учебной мотивации;

• подросткового возраста – развитие позитивного самоотношения, правомерность агрессивного поведения, отношения с противоположным полом, проблемы добра и зла, исследование особенностей самооценки, исследование направленности интересов, изучение особенностей темперамента, характера, обучение навыкам поведения в экстремальной ситуации;

• старшего школьного возраста – представление о жизненных идеалах, свобода личности, готовность к трудным жизненным ситуациям.

Для работы с учащимися разного возраста я активно использую сказкотерапевтические методы, которые предложили: Т. Ткачева. «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей», О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев «Лабиринт души: Терапевтические сказки», О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» - рабочая программа по внеурочной деятельности с элементами сказкотерапии, а именно:

- рассказывание сказки;

- рисование сказки (лепка);

- сказкотерапевтическая диагностика;

- сочинение сказки.

Использование сказкотепевтических технологий дает мне, как психологу, возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

• Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

• Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

• Страхи и тревоги по самым различным поводам.

• Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

Список литературы:

1. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб. : Издательство ДНК, 2001.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004г. ;

3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М. : Эксмо-пресс, 2001г. ;

4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. - СПб. : Речь, 2013г.

Интернет-ресурсы:

https://www.bibliotekar.ru/psihokorrekcia/75.htm

https://life-prog.ru/1_21693_skazkoterapiya-kak-odin-iz-metodov-korrektsionno-razvivayushchey-raboti-s-detmi.html

https://infourok.ru/skazkoterapiya-kak-odin-iz-metodov-korrekcionnoy-raboti-1338673.html

https://www.maam.ru/detskijsad/izopyta-raboty-po-teme-ispolzovanie-skazkoterapi-v-korekci-lichnostnyh-problem-doshkolnikov.html

Прикреплённые файлы:

skazkoterapija_1llfc.ppt | 2199 Кб
 
Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2015–2021 год для воспитанников 6 группы Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД 6 группы План составлен в соответствии с воспитательными программами, составленными и утверждёнными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в школе
Опубликовано: 11 января 2020 в 17:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД