МААМ-картинки

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников

Кулебина Наталья Александровна
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников

Дошкольное детство—короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.

Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» ребёнку не удается ответить из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения в выборе профессии является подростковый возраст. На наш взглядпервое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве.

Публикация «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире

профессий взрослых рассматривается как неотъемлемое условие

всестороннего, полноценного развития, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. И, конечно, ребёнку делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее.

В нашем детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий родителей. Эти элементарные знания помогают ближе познакомить воспитанников с рабочим местом мамы и папы, узнать, вчем ценность их труда. Создавшаяся ситуация заставила нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с младшего дошкольного возраста.

Мы знаем, что первые представления об окружающем мире ребёнок получает в семье. И именно семья оказывает огромную роль в выборе будущей профессии, но сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родителей и родственников. В нашем детском саду существует несколько шахтерских, педагогических и врачебных династий,когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа», не редкость. Хорошо это или плохо? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. С другой стороны, в силу своего возраста ребенок не может оценить и понять, насколько профессия родителей, значимая для его семьи,действительно соответствует его интересам и склонностям. А родители слабо представляют значимость профориентационной работы, считая, что они «еще маленькие, вот вырастут, тогда и решат, где работать».

Так, как среди наших воспитанников немало детей из шахтерских династий, проблема ранней профориентации дошкольников, для нашего педагогического коллектива, стала актуальной. Мы решили начать работу в этом направлении с установления сотрудничества с семьями наших воспитанников. Поэтому, сначала было проведено общее родительское собрание на тему «Роль родителей в профессиональном самоопределении ребенка». Данная тема раскрыла перед педагогическим коллективом проблему: 56% опрошенных родителей слабо представляют значимость профориентационной работы с детьми. Результаты анкетирования родителей показал, что взрослые слабо осведомлены об интересах и увлечённостях своего ребёнка. Поэтому ранняя профориентация воспитанников стала приоритетным направлением работы коллектива детского сада.

Педагоги нашего детского сада сходятся во мнении, что раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребёнку того, какую профессию выбрать, а в том, чтобы познакомить с различными видами трудаи облегчить выбор в дальнейшей взрослой жизни. Работу по ранней профориентации в нашем дошкольном учреждении мы продолжили опросом воспитанников. В него мы включили простые, но значимые для детей старшего дошкольного возраста вопросы.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного образования предъявляются высокие требования. Задачей любого ДОУ, педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Целью дополнительной общеразвивающей программы по ранней профориентации воспитанников «Ребенок в мире профессий»,разработанной нашим ДОУ, является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к миру профессий, обогащение и конкретизация о профессиональной деятельности жителей нашего города, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в нашем городе, крае. Поэтому главная задача нас, как педагогов - поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий в нашем ДОУ строится с учётом современных образовательных технологий :

1) педагогическая технология организация сюжетно-ролевых игр.

В ходе игры дошкольники «погружаются в профессию» и начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий : шахтер, спасатель, врач, строитель, водитель, парикмахер, учитель (воспитатель) и т. д.

В марте 2017 года в ДОУ прошёл смотр-конкурс «Профессиональная среда».Педагоги детского сада при взаимодействии с родителями организовали профориентационные центры «Кем быть» для формирования ранних профессиональных устремлений, направленных на зарождение профессионально - ориентированных интересов и склонностей у дошкольников, обновлены:

• Сюжетно-ролевые игры;

• Иллюстрации профессий;

• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры с предметами)

• Картотека художественной литературы о профессиях (стихи, рассказы, загадки и т. д.);

• Специализированные костюмы, маски

• Оборудование, атрибутика

В ДОУ состоялся творческий смотр-конкурс «Книжка-малышка: «Калейдоскоп семейных профессий», где были представлены книжки, созданные творческим группами (родителями, которые знакомили детей с профессиями родителей.

2) Использование информационно-коммуникативных технологий.

Применяемые ИКТ разделили на группы:

• Мультимедийные презентации

• Виртуальные экскурсии

Для ее создания были привлечены педагоги и родители. Сформирована инициативная группа, которая занималась отбором материала, сбором фотографий, составлением экскурсионного маршрута, созданием визуального продукта

Наши воспитанники совершили ряд виртуальных экскурсий по предприятиям города: «Угольная шахта», «Хлебозавод», «Мебельная фабрика», «Дворец спортивной гимнастики».

• Познавательные видеосюжеты, мультфильмы

• Аудиотека о профессиях (песни, поговорки, загадки)

3) Технология проектной деятельности

В каждой возрастной группе педагогами были разработаны профориентационные проекты, которые были реализованы в старших и подготовительных группах: «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Эх, в шахтёры я б пошёл, пусть меня научат!», «Азбука профессий».

4) Образовательная квест-технология

Идея использования технологии квест-игры пришла сразу. Зная о том, что дети любят путешествовать, педагоги с увлечением стали продумывать этапы квест-игры профориентационной направленности. Воспитанники отправлялись в путешествие небольшими командами, которые, перемещаясь по точкам, этапам, выполняли различные задания. Дети сталкивались с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывали, как решить проблемы и преодолевают их, в конце игры подходили к определенному результату. Данную технологию применяли для расширения знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе, таких как «Шахтёр», «Пожарные», «МЧС», «Спасатели», «ГИБДД» и т. п.

Работа по организации профориентации дошкольников в нашем ДОУ принесла положительные результаты: дети стали, более раскрепощенными и самостоятельными, знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

С целью повышения эффективности работы педагогический коллектив МБДОУ№40 нацелен продолжать образовательную деятельность по ранней профориентации детей дошкольного возраста и в следующем учебном году.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 17:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД