Света Калинина
Конспект занятия «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей со свойствами воздуха.
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей путем экспериментирования.
• Расширять кругозор дошкольников.
• Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
• Продолжать вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах;
Публикация «Конспект занятия „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
• Пополнять словарный запас детей словами: лаборатория, эксперимент, легкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Материалы и оборудование к занятию :
Карточки, коробочка; конверт с письмом; одежда для опытов; надувная игрушка; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); воздушные шарики ; мыльные пузыри; стаканчики прозрачные и трубочки (по количеству детей); сахар, мелок, губка и три прозрачных стакана; веер; вертушки.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром, слушание шума ветра, актуализация знаний детей о свойствах воздуха, проведение опытов и экспериментов, беседа и рассматривание иллюстраций по теме.
Ход образовательной ситуации
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, к нам с далекой планеты Барсум прилетел гость - Шар Шарыч (шарик, накачанный гелием) и передал нам с вами эту посылку (красивая коробка). Здесь есть письмо:
«Здравствуйте жители планеты Земля!
На вашей планете есть удивительное вещество, которого нет у нас.
Нам бы хотелось узнать все о нем!
Помогите нам, пожалуйста! Оно находится в коробке.»
Ребята! Вы хотите узнать, что в этой коробке? Давайте посмотрим! (открывает коробку, она пустая)
Дети: Она пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель:
Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
На Земле существовать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Это воздух
Воспитатель: Правильно, это воздух! Вот оказывается, чего нет на планете Барсум! Вот о чем просит рассказать нас Шар Шарыч! О воздухе!
Ребята, но прежде чем рассказывать о нем, мы сами должны узнать что такое воздух. Скажите, как можно узнать о том, чего не знаешь? (Прочесть в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у того, кто знает, провести опыты и эксперименты). Молодцы, вы назвали много способов. Но, все таки, один из самых верных способов узнать что-либо, это провести эксперимент.
Вы любите экспериментировать? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. А вы знаете что такое лаборатория? (Место, где проводят опыты и эксперименты).
Для проведения экспериментов и опытов необходима специальная одежда. Давайте мы ее оденем. Итак, все готово и мы с вами, как настоящие ученые, с помощью опытов узнаем : Что же такое ВОЗДУХ.
Опыт №1 (Воздух невидимка)
Воспитатель:
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет не видим)
Раз мы его невидим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый)
Невидимый! Может, его и нет вовсе. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
Кто-нибудь увидел воздух?
А как доказать, что этот самый воздух есть? (Ответы детей)
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Возьмите пакет. Что в нем? (В пакете ничего нет, он пустой)
Давайте наберем в пакет воздух вокруг себя. (показывает) Что случилось с пакетом? (Пакет стал толстый. Он стал похож на подушку.)
Рома, что у тебя в пакете?
Ребенок: у меня в пакете воздух.
Воспитатель: Правильно! Воздух занял всё место в пакете. А где мы его взяли?
Ребенок: Вокруг себя.
Правильно! Значит воздух окружает нас со всех сторон.
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха, он весь вышел.)
Какой можно сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
(показать пустую карточку)
Посмотрите этот символ будет обозначать, что воздух невидимый. Запомнили?
Давайте это повторим.
Дети: Этот символ обозначает, что воздух невидимый.
Опыт№2 (воздух не имеет формы)
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами ловили воздух мы поместили его в пакет. Какую форму приобрел воздух?
Дети: он приобрел форму пакета.
Воспитатель: ребята, а если я помещу воздух в шарик, форму чего примет воздух? Кто может ответить полным предложением?
Ребенок: воздух приобретет форму шарика. А если надуть игрушку?
Воспитатель: правильно, давайте проверим (надуть игрушку).
Форму чего приобрел воздух? (воздух приобрел форму игрушки)
Вывод: Воздух формы не имеет.
Мы с вами сейчас сделали вывод: Воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который мы его помещаем. Эта карточка будет обозначать, что воздух не имеет формы.
Физкультминутка:
Воспитатель: ребята, а сейчас, я помещу воздух в мыльные пузыри, а вы его от туда будете выпускать, договорились? Ребята, но будьте осторожными, чтобы мыльные пузыри вас не обхитрили, и не попали в ваши глаза, и не толкайте друг друга.
(Дети под музыку лопают мыльные пузыри) по окончание выстраиваются в полукруг.
Опыт №3 (Воздух в человеке).
Воспитатель: Вам понравилось играть? Давайте с вами восстановим дыхание. Глубоко вдохнем и выдохнем.
Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом) Что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Давайте мы это проверим. Только помните правило: все опыты нужно проводить аккуратно.
Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух)
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет). Правильно, воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Без воздуха все живое на нашей планете погибнет!
Какой вывод можно сделать? Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Вывод: Эта карточка будет обозначать, что человек не может жить без воздуха. Воздух внутри нас.
Опыт №4 (Воздух есть везде)
Воспитатель:
Давайте дальше будем экспериментировать с воздухом.
Ребята, если воздух есть вокруг нас. Если он есть внутри нас, может он есть еще где-то? (На улице, в воде и т. д.). А он есть внутри других предметов? Давайте мы это проверим?
Возьмите все по одному предмету (сахар, мелок, губка, сейчас мы эти предметы положим в воду и понаблюдаем есть ли в них воздух.
Вы видите пузырьки? Что это?
Ребята: ответы детей (воздух)
Воспитатель: Это воздух выходит из наших предметов.
Ребята, идите все скорей ко мне. Скажите, что вы видели?
Ребята: Пузыри.
Воспитатель: А пузыри это что?
Ребята: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Ребята, раз воздух есть вокруг нас, есть внутри нас, есть внутри других предметов, значит какой мы сделаем вывод?
Ребята: Что воздух есть везде!
Воспитатель: Мы его обозначим таким символом (показать карточку).
Опыт №5 (Ветер-движение воздуха).
Воспитатель: Давайте продолжим наши эксперименты.
Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? Можно помахать на себя рукой, подуть на ладонь. Что вы чувствуете? (движение воздуха) Вы ощущаете ветерок, хотя мы его не видим.
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Что вы чувствуете? (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок) Какой делаем вывод? (Показать карточку)
Вывод: Ветер- это движение воздуха.
Опыт №6 (Воздух может двигать предметы).
Воспитатель: А как вы думаете, воздух может передвигать предметы? Давайте это проверим, проведем небольшой эксперимент. На столе лежат вертушки, давайте возьмем их в руку и подуем, сначала дуем не сильно, а потом сильней. Скажите, что происходит с вертушкой? (Она вертится). Правильно, при помощи воздуха мы создаем ветерок и наша вертушка начинает вертеться.
Какой мы делаем вывод? (Показать карточку)
Вывод: воздух может двигать предметы.
Ребята, вы такие молодцы, вы помогли мне сделать столько экспериментов с воздухом. Давайте все их вспомним, какие эксперименты с воздухом мы сегодня с вами провели? Мы их обозначили символами, я буду их вам показывать, а вы мне должны сказать, что они обозначают.
1-ый символ: Воздух невидимка
2-ой символ: Воздух не имеет формы.
3-ий символ: Воздух в человеке.
4-ый символ: Воздух есть везде.
5-ый символ: Ветер движение воздуха.
6-ой символ: Воздух может двигать предметы.
Ребята, а для чего мы проводили эти эксперименты? (что бы жители планеты Барсум узнали, что такое воздух и для чего он нужен). Теперь мы карточки с символами отдадим нашему гостю Шар-Шарычу, чтобы он передал жителям планеты и рассказал о воздухе.