Получи документы

Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ

марина костенко
Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ

Сейчас у нас летняя пора, а это тот самый период, когда у нас в детском саду осуществляется комплектование групп новыми воспитанниками. И значит, сегодня мы поговорим с вами об адаптации детей к условия детского сада.

Вам, наверное, уже всем известно, что означает понятие адаптация? (ответы)

Адаптация – процесс приспособления, вхождения ребенка в новую для него среду.

Публикация «Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

Если говорить про адаптацию, то человек всю жизнь к чему-то адаптируется. К детскому саду, школе, новому месту работы, смена коллектива, новой вещи и тд.

Я предлагаю вам сейчас подумать и вспомнить, когда вы устраивались на работу, приходили в новый коллектив какие чувства вы испытывали при этом? (тревога, чувство потерянности, страх, волнение и т. д.) Вот те же самые чувства испытывает и ребенок, когда приходит в детский сад.

Здесь важно отметить, что мы взрослые и испытывая эти чувства пытаемся к ним тоже адаптироваться, например, можем с кем-то поговорить, посоветоваться, и таким образом снимаем градус этой тревожности и страхов.

А вот ребенок, приходя в детский сад и испытывая подобные чувства сказать нам о них не может. Поэтому важно, чтобы в этот момент рядом с детьми находился взрослый эмоционально устойчивый человек. Этим взрослым человеком как правило выступают родители и воспитатели. Они проводят большую часть времени с детьми.

Задача педагога-психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы организовать процесс адаптации таким образом, чтобы и взрослые и дети, чувствовали себя эмоционально устойчивыми.

Процесс адаптации тесно связан и с процессом социализации.

Социализация - процесс социального становления личности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, нормам, культуре.

Как педагог-психолог сопровождает группу раннего развития?

Диагностика

Педагог-психолог проводит диагностику по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым социальным условиям. А также психолог выявляет особенности и возможные причины дезадаптации детей к условиям детского сада, чтобы оказать психологическую помощь.

Психологическое просвещение

Также психолог работает с педагогами для расширения их педагогического опыта в области социальной адаптации.

Психологическая профилактика

Психолог разрабатывает рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) по облегчению процесса адаптации.

Коррекционно-развивающая работа

Заключается в проведении коррекционно-развивающих занятий (занятия проводятся, когда основная масса детей уже эмоционально устойчива, игровых моментов (постоянно, индивидуального взаимодействия.

Воспитатели являются непосредственными участниками такого взаимодействия, запоминают игры, чтобы в дальнейшем в них играть. В раннем возрасте важно многократное проигрывание для лучшего запоминания игр.

А также в оказании коррекционно-развивающую помощь детям, которые имеют нарушения в психическом развитии, адаптации и социализации. Другими словами, психолог оказывает психологическое сопровождение такому ребенку.

Консультирование родителей по вопросам взаимоотношений со сверстниками, развития ребенка и т. д. по разным вопросам.

Сейчас вернемся к процессу адаптации. Режим дня в детском саду, отсутствие родителей в течение дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения-все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Возникает синдром адаптации.

В период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на 3 фазы.

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, он активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем-это происходит не синхронно. Прежде всего, нормализуется аппетит, но продолжительны нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность (длится 3-5 мес.);

3) фаза компенсации нормализуются все регистрируемые показатели.

В зависимости от характера и особенностей протекания первых двух фаз выделяются 3 степени адаптации :

- легкая степень – к 20 дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней;

- средняя степень - к 30 дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, заболеваемость –до двух раз сроком не более 10 дней.

- тяжелая степень длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так

Адаптация закончена, если:

- у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т. е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;

- у него отсутствуют заболевания;

- есть динамика массы тела;

- динамика психомоторного развития.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

1. Проконсультируйтесь с педиатром, насколько тяжелой ожидается адаптация.

2. Скорректируйте домашний режим ребенка в соответствии с режимом дня детского сада, расширьте круг общения ребенка.

3. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку (туалету) и отучить от пустышки и бутылочки.

4. Постоянно говорите ребенку, что его любят и им дорожат. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.

5. Создайте у ребенка положительные ожидания.

Расскажите ребенку, что детский сад-это место, куда дети приходят играть, там он найдет много игрушек и товарищей по играм.

6. Постепенное привыкание.

В течение I-II недель адаптации ребенка желательно приводить на 2 часа в группу с 8-до 10 ч.

При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.

На III-IV неделе ребенок может остаться на прогулку и дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую игрушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель, хотя, возможно, и будет ставить свои условия : «Я спать не буду, только полежу», на что педагог охотно соглашается.

7. Желательно начать посещение ДОО с четверга. Двух дней до выходных ребенку будет достаточно, чтобы обдумать новый опыт.

8. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим.

Рефлексия.

Раздать родителям сказки, рекомендации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 23:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия для успешной адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем марина костенко (УИ 705287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД