Еленка Ершова
Конспект познавательно-игрового занятия по ИЗО в старшей группе «В гостях у мастеров прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-игрового занятия по ИЗО в старшей группе «В гостях у мастеров прикладного искусства. "
Цель занятия : продолжать знакомить детей с трудом народных умельцев и промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия по ИЗО в старшей группе „В гостях у мастеров прикладного искусства“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход занятия
Воспитатель:
«Богата и привольна Родина моя.
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль.
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы.
С любовью мастерят.
- Сегодня ребята я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие к мастерам, и посмотреть, как умелыми руками мастера творят чудеса.
- Вот какие есть пословицы про таких людей, послушайте.
«Всякая работа мастера хвалит»
«Только опыт создаёт настоящего мастера»
«Человек хорошо делает то, что любит»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Коротко обсудить смысл поговорки.
- Ну, что ж, а нам пора в путь!
- А к каким же мастерам мы с вами отправимся?
- Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём.
На ширме появляется игрушка Петрушка.
- «Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки.
Это снова я мальчишка веселушка, весёленький Петрушка»
Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а к кому идти мы не знаем. Ты нам не поможешь?
Петрушка: «Ой, простите, дырявая я голова у меня ведь для вас кое- что имеется»
Исчезает и появляется с матрёшкой в руках. Здесь в найдете все подсказки. Находят флешку с презентацией и подсказки.
Воспитатель: «Спасибо Петрушка, ну нам с ребятами пора, До свидания!
Воспитатель: «Ребята вы знаете, что это?
Ответы детей
Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть?
Воспитатель открывает матрёшку из неё достает флешеку с презентацией.
Ребята давайте посмотрим что на ней. Смотрят презентацию с русскими народными промыслами (гжель, жостово, хохлома)
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь еще что- то написано, давайте прочтем.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Обо всём одежда говорила,
По одё жке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.
Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.
В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Воспитатель: О чем было стихотворение
Дети: «Об одежде»
Воспитатель: Правильно, а точнее о русской народной одежде. Ребята, встречали ли вы когда-нибудь такие костюмы? (В сказках, музеях, на праздниках)
-Самой главной частью одежды считалась рубаха, и у мужчин и у женщин, различия были только в длине, женская доходила до щиколотки, а мужская была до колен. Подвязывалась поясом и обязательно красиво украшались. Еще одна часть женской одежды, которую носили даже молодые девушки- это расписной сарафан. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя, более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
Воспитатель: «Ну, что ж ребята отправляемся в гости к народным умельцам?»
Ответы детей: да
Ребята, давайте делаем сами русский народный женский костюм. Для этого нам понадобится картон, тесьма и кружева, ножницы, клей. Но все по порядку. Вырежем из картона фигуру куклы.
Из цветного картона изготовить "юбку" следующим образом:
1) положить лист картона горизонтально, отметить середину. Загнуть углы листа к центру.
2) Соединить "верх" и "юбку" куклы клеем.
По желанию можно добавить передник- вырезать из белой бумаги прямоугольник, наклеить на сарафан. Украшаем наряд различной тесьмой, кружевами, а так же рукава рубахи и кокошник. Сплести косу, бусы из бисера и нарисовать лицо нашей кукле.
Ну а мы отправляемся дальше в путь и давайте заглянем в следующую матрё шку:
Дидактическая игра: «Определи и найди хохломской узор»
Картинки перепутались необходимо найти все картинки с хохломской росписью ( можно распечатать мотивы: хохлома, гжель, жоство или использовать уже имеющиеся изображения русских народных промыслов.
Воспитатель: «Ну а нам ребята пора отправляться дальше в путь. Давайте посмотрим, что за подсказку дает нам матрешка.
Ажурный узор филиграни,
Мороз на стекле изваял.
Пейзаж на туманном экране,
Покоя душе не давал.
Откуда такое искусство,
Известно ночным мастерам.
Каким инструментом искусно,
Шедевры поведали нам.
О чем пишет автор этого стихотворения
Ответы детей
Воспитатель : Давайте выясним что это такое? Из какого материала сделаны эти поделки?
Слайды:
После рассматривания поделок дети самостоятельно дают определение филиграни.
Воспитатель выслушивает ответы и подводит итог, дает более точное объяснение:
Филигрань – это ювелирная техника. Т. е. это особый, древний вид художественной обработки металла: когда золотая, серебряная, либо медная проволока нарезается на отдельные нити, скручивается в определенные элементы, которые затем между собой соединяются в ажурный металлический орнамент. Проволока состоит из 2-х частей перекрученных между собой (демонстрирую рисунок). Скручивать на древне-русском означает – «скать», отсюда и второе название этого ремесла – скань
Воспитатель: А давайте попробуем создать маленький шедевр нитками. Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся?
Дети: Ножницы, клей, нитки, зубочистки, рисунок.
Воспитатель: В начале работы нужно отмерить нужной длинный нить, отрезать, нанести на контур рисунка клей, приложить нить, если требуется, поправить зубочисткой.
Воспитатель. Из разных материалов сделаны предметы прикладного искусства.
Если оно из дерева, то оно (какое) … деревянное.
Если изделие из глины, то оно (какое) … глиняное.
Если изделие из металла, то оно (какое) … металлическое.
Воспитатель. Ребята, мы с вами открыли все матрешки, а значит завершается наше путешествие. Давайте поблагодарим Петрушку за то, что помог узнать новые виды русских народных промыслов, вспомнить те, что знали раньше.
Оформление выставки, обсуждение работ, ответить на вопросы, что было легко, а что сложно.