Татьяна Владимировна Тришина
Конспект НОД «В мире материалов. Дома прошлого, настоящего и будущего»
Цель. Закрепить представления детей о различных материалах, использующихся для постройки домов в разных климатических широтах.
Задачи.
1. Воспитательные.
1.1. Воспитывать уважение к собеседнику: не перебивать друг друга, позволить каждому высказать свою мысль до конца.
2. Образовательные.
2.1. Познакомить детей с архитектурными особенностями и технологией постройки избы, иглу, многоквартирного кирпичного дома.
2.2. Побуждать детей выстраивать классификации по разным основаниям.
Публикация «Конспект НОД „В мире материалов, Дома прошлого, настоящего и будущего“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2.3. Отработать умение описывать объект по материалу; закрепить представления о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов.
2.4. Продолжать определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения.
2.5. Расширять, активизировать словарный запас.
3. Развивающие.
3.1. Развивать диалогическую и монологическую речь.
3.2. Развивать инженерное мышление: логику и креативность.
Ход занятия.
1. Организационный этап (подготовка к НОД).
Ребята, мы каждое утра выполняем упражнения, которые тренируют наш мозг и помогают дольше оставаться молодым. Кинезиологические упражнения
«Успешный старт».
«Полное дыхание». Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот». Из исходного положения на вдохе медленно поднимайте руки, пока они не сомкнуться над головой. Одновременно поднимайтесь на носки. На выдохе сделайте наклон вперед, руки в расслабленном состоянии бросьте вниз. Выгните спину, расслабьтесь и повторите упражнение.
«Речевое дыхание». Исходное положение – руки на поясе. Дыхание производится по методу «вдох через нос - выдох через рот, при этом губы укладываются в артикуляционную позу «Трубочка».
«Солнышко -тучка». Из исходного положения поднимите руки вперед параллельно полу. Сжимаем и разжимаем кулаки ритмично и поочередно.
«Цапля стоит на одной ноге». Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги.
«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
2. Мотив к действию: воспроизведение знакомых знаний с опорой на собственный опыт ребенка и создание проблемной ситуации для поиска новых знаний.
Слева на столике удивления– волшебный сундучок: дерево, глина, керамический кирпичик, лёд, пластик.
Заканчиваем гимнастику Д/И по технологии ТРИЗ «Раз, два, три – в свой домик беги».
В. - Каждый из вас получил карточку с изображением предмета, посмотрите внимательно и подумайте, какой дом вы можете занять согласно свойствам вашего предмета: дом хрупкости, пластичности, упругости.
В разных местах группы обозначаются условные домики для хрупких, упругих, пластичных веществ. Дети разбегаются по домикам соответствующим признакам (свойствам) предметов на карточках.
В. - Почему этот дом заняли? (Объяснения детей
В. - Почему ни у кого на картинке не было нашего сундука? (дети объясняют, раскрывая свойства дерева).
В. - Сегодня в нём спрятались и другие материалы и свойства. Сейчас каждый, отвернувшись запустит в него руку, потрогает всё что найдёт не глядя, и скажет, что почувствовал.
(высказывания детей, открываем сундук смотрим).
В. – Где человек использует эти материалы?
(рассказы детей из личного опыта)
3. Этап создания проблемной ситуации.
Справа на столике удивления – изба, иглу, кирпичный дом.
В. – Сегодня все эти материалы мы будем использовать для создания разных объектов, но у них у всех есть общее название. Отгадайте загадку по трём признакам.
Этот объект служит людям много лет, переходит от поколения к поколению по наследству, но это не часы. Он спасает от стужи, но это не шуба. В нём сотни окон, дверей и помещений, но это не муравейник.
В. - Кирпич и дерево – это знакомые материалы. Каким образом мы можем построить дом изо льда? Лёд разве может согревать? Обсудите это друг с другом в парах.
Высказывания детей.
4. Этап поиска решения проблемной ситуации.
В. : - Где мы можем найти верный ответ? Обратимся к нашему всезнайке.
Просмотр фрагмента мультфильма «Иглу» (мультсборник «Домики», режиссёры Виктора Азеева и Сергея Кролевича).
В. : - «Поезд времени» подскажет вашей команде, какой дом вы будете конструировать. Дети разбирают вагоны конверты с изображением ленты времени. Определив задание, проходят к столу со схемой и материалом.
5. Проживание новых представлений в творческой продуктивной деятельности.
Конструирование.
1. «Изба». Материал: схема, деревянные заготовки – брёвна, оконные рамы.
2. «Иглу». Материал: схема, сахар, клей ПВА.
3. «Современный многоэтажный дом». Материал: схема, керамические мини - кирпичи из эко конструктора.
«Дом будущего». Материал: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схема.
6. Анализ и самоанализ деятельности.
Итог. Рассматриваем дома, радуемся друг за друга.
В. : - Можно ли сказать, что мы сегодня путешествовали? Куда?
- Вам было интересно? Хотели бы, вы, удивить своих близких, пригласите их в наш виртуальный клуб путешественников и начните с загадки со льдом.