Лучший педагог года

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста

Инна Мельник
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты».

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить —

овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.

Речь детей становится более выразительной, грамотной. При знакомстве с малыми фольклорными формами дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем, в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от разгадывания загадок, рассказывания пословиц, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель:

- развитие речи детей посредством устного народного творчества.

Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:

- расширять, обогащать и активизировать словарь;

- формировать правильную разговорную речь;

- приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;

- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Теоретическая база опыта.

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка как в целом, так и совершенствования связной речи.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Г. Н. Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера : отвагу, трудолюбие, остроумие и т. п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны).

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Моя работа по данному направлению строится на основе учебно методических пособий:

- Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.

- Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с. 16-20.

- Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.

-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-метод. пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс,2000.

-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Свою работу по развитию речи детей дошкольного возраста строю на следующих принципах:

• Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).

• Доступности (объём заданий соответствует возрасту детей).

• Наглядности (видеоматериалы, сюжетные картинки, рассматривание иллюстраций).

К методам и формам речевого воспитания относятся:

Словесный метод: групповые беседы, разучивание произведений устного народного творчества

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картинок, схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

Практический метод: игра, упражнения, театрализованные игры, дидактические игры, совместное рисование, аппликация, художественный труд.

Для того, чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективное планирование, включающую в себя разнообразные формы работы с детьми.

К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы.

В процессе работы в группе мною совместно с родителями был создан центр литературы. Различные виды кукольного театра: (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе). При помощи театральных атрибутов дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки.

Если в младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, в средней группе использовать игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, то уже в старшей и подготовительной группах возможна самостоятельная деятельность использования всех видов фольклора.

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка.

Были проведены консультации для родителей: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду».

Анализ результативности.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- у детей увеличился словарный запас;

- повысилась общая звуковая культура речи;

- улучшилась связная речь.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и приемов.

Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Основная проблема, которая встает перед нами – это то, что дети не знают культуры своего народа, не знакомы с устным творчеством. Все это заключается в том, что дети испытывают "дефицит общения", задерживается возрастное развитие речи, дети не могут поддержать беседу, не могут дать ответ на некоторые вопросы. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в помощи по развитию речи, обогащению словарного запаса.

Анкетирование родителей детей, которые посещают нашу группу, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как приобщить детей к народной культуре, как познакомить детей с фольклорными жанрами.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 12:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД