Юлия Костенко
«Во саду ли, в огороде». Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР II — III уровня (2 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
«Во саду ли, в огороде».
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы
с ОНР II - III уровня (2 год обучения)
[/b]
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- активизировать словарь по теме фрукты, овощи;
- дифференциация понятий «овощи» - «фрукты»;
- закрепить умения детей образовывать новые слова: существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами, относительные прилагательные;
Публикация «„Во саду ли, в огороде“, Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР II — III уровня (2 год обучения)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Младшая группа
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умения согласовывать числительные с существительными
- учить составлять простое предложение при ответе на вопрос.
Коррекционно-развивающие цели:
- формировать и расширять словарный запас детей;
- совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание;
- совершенствовать наглядно-действенное, наглядно образное и логическое мышление
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать чувство самоконтроля;
- воспитывать стремление к речевой активности;
- воспитывать умение слушать речь логопеда;
- формировать положительное эмоциональное состояние ребенка.
Предварительная работа: рассматривание фруктов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу. Упражнение детей в образовании существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов и образовании относительных прилагательных. Проведение упражнений на согласование речи с движением «Ваза», пальчиковой гимнастики «Засолка капусты», артикуляционной гимнастики «Груша», речевой зарядки.
Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи детям при выполнении пальчиковых упражнений, исправление грамматических ошибок в речи детей.
Оборудование: игрушечный заяц, дерево с яблоками, с грушами (на прищепках); корзинка, огород с овощами (помидор, огурец, кабачок, перец, капуста, картофель, ваза, муляжи фруктов и овощей; кепка; мультимедиа с презентацией.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят, держась за руки, вместе с логопедом.
Л. – Утром рано встало солнышко, потянулось и улыбнулось всем, и мы улыбнемся, скажем здравствуйте нашим гостям.
/Дети здороваются. /
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе, а куда, об этом вы узнаете чуть позже.
Занимайте места. Садятся на стульчики, которые стоят парами.
Заводим двигатель «бр» (руки заводят мотор, поехали, зажимаем нижнюю губку «в» (руками крутят баранку). Слайд 1
А теперь закройте глазки, послушайте звуки и догадайтесь, куда мы приехали.
Слайд 2
Д. - Мы приехали в деревню.
Л. - Как вы догадались? Какие звуки вы услышали?
Звуки: стук топора, петух, трактор, лошадь.
Л. – Совершенно верно, мы приехали в деревню.
2. Объявление темы и цели занятия:
Дети садятся на стульчики лицом к экрану.
Скажите, что делают люди в деревне осенью?
Д. – Собирают урожай овощей и фруктов.
Л. – И мы с вами тоже этим займёмся.
3. Лексико-грамматическое упражнение Слайд 3
З. – Здравствуйте, ребята, всем известно, что зайцы большие любители фруктов и овощей. А где они растут, я не знаю.
Л. - Где растут фрукты и овощи, нам поможет узнать первая загадка.
Зайчик к грядкам подходил,
Угадайте, где он был?
Д. – В огороде. (дети подходят к макету «огород»)
Л. – Вот наш огород. Назовите, что растет в огороде на грядках?
Л. - Назовите одним словом.
Л. В огороде зайчик гулял, да беседы овощей услыхал.
Л. - Давайте и мы послушаем, о чём говорят овощи.
(дети поворачиваются лицом к гостям, стоят хаотично по залу)
4. Речевая зарядка
Ворчит Горох: «Ох! Ох! Ох!» Держимся за живот.
Задаются Помидоры:
«Ах! Ах! Висим мы на кустах». Подбоченившись, повороты плечевого пояса.
Пыхтит Лук:
«Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Встречные движения рук, согнутых в локтях горизонтально.
Горюет Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Приложить ладошки к щекам, покачать головой.
Сердится Картофель:
«Ай! Ай! Ай! Меня никто не копает!». Потопать ногами.
Л. – Молодцы, ребята, интересный разговор зайчик услышал?
5. Лексико-грамматические упражнения
В огороде на грядках не один овощ, а овощи.
Не один помидор, а помидоры.
Не один огурец, а огурцы…
Л. - Все ребятки займут свои места, а Веронику попросим собрать помидоры. (один помидор, два помидора)
Вероника, сколько у тебя помидоров? (У меня 4 помидора)
Л. – Ребята, что делала Вероника? (В. собирала и считала помидоры)
Л. – Дима, принеси с грядки кабачок и прошагай это слово. (таким же образом со словами огурец, горох)
Л. – Алина, сорви перец и назови его ласково (перчик).
Л. – Какой овощ у нас остался на грядке?
Д. – Капуста.
Л. – Кто больше всего любит есть капусту? Поможем зайке заготовить капусту на зиму.
6. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Слайд 4
Так капусту мы рубили Попеременные удары ребрами ладоней по столу.
И вот так ее солили. Имитация посыпания солью из щепотки.
Отжимали ручками Интенсивное сжимание-разжимание кулачков.
И сложили кучкою. Ладошки ребрами скользят по столу к центру.
В банку затолкали, Попеременные удары кулачками по столу.
Крышкой закрывали. Вращательные движения рукой.
Слайд 5
Л. – Ребята, посмотрите, какая замечательная капуста у нас получилась! Мы угостим зайчика этой сочной капустой. Пусть он угостит капустой лесных друзей.
Л. – Тогда отгадайте ещё одну загадку?
7. Лексико-грамматическое упражнение Слайд 6
К деревьям зайчик подходил,
Фрукты там находил.
Угадайте, где он был?
Д. – В саду.
Л. – Вот наш сад. Скажите, что растет в саду на деревьях и кустах?
Л. - Назовите одним словом. (фрукты)
Вот сливовое дерево, вот яблоня, вот груша.
Фрукты на прищепках
- Никита посчитай сколько яблок выросло на нашей яблони? (Одно яблоко)
- Следующее фруктовое дерево, это слива.
- Мирослав, помоги собрать сливы, но для этого надо сказать, что мы из них можем приготовить. (Сливовый компот, сливовый сок)
- У нас остались не собранными плоды с ещё одного дерева. Догадайтесь, с какого?
Плод похож на неваляшку
Носит жёлтую рубашку
Тишину в саду нарушив
С дерева упала (груша)
Опишите, груша какая? (большая, спелая, румяная, вкусная)
8. Артикуляционная гимнастика. Слайд 7
Увидев грушу берут в руку грушу
Зайка наш от удивления рот открыл широко открытый рот
Груша была большая и румяная! Дети надули щеки, погладили их ладошками
Зайка понюхал грушу и вздохнул! Вдох носом, выдох ртом
А потом откусил сочную грушу. Кусательные движения
Прожевал ее. Жевательные движения
И проглотил. Глотательные движения
Зайка сладко облизал губы. Облизывают губы круговыми движениями
Дети садятся на стульчики
Л. - Груша вкусной была? А зайчик задумался: груша – это фрукт или овощ?
9. Дифференциация понятий «овощ» - «фрукт»
Л. – Зайчик часто путает фрукты и овощи. Помогите ему. Овощи мы будем класть в корзину, а фрукты в вазу.
Л. – Посмотрите, какой замечательный урожай. Что в корзине? Что в вазе?
10. Развитие общей моторики. Слайд 8
Л. - Мы знаем стихотворение о корзинке.
Корзина стояла на полке без дела присесть, округлить руки – изобразить корзину
Скучала, наверно, все лето она наклоны головы, вправо-влево
Но осень пришла, и листва пожелтела, встать, изобразить ветви деревьев
Настала пора собирать урожай. потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев
Корзина довольна руки округлить перед собой, кивать головой
Она удивилась, развести руки в стороны
Что много так фруктов в саду уродилось! подняться на носочки, показать руками большой круг
Настала пора попрощаться с Зайчиком.
З. – Спасибо вам, ребята, за вашу помощь, побегу я в лес, угощать своих лесных друзей капустой. До свидания!
11. Релаксация Слайд 9 (+ музыка)
Мы потрудились, пришло время отдохнуть, все легли на спину, руки вытянули вдоль туловища, расслабились, глаза закрыли. Мы спокойны, мы все с работой справились и сейчас совершенно спокойны. Наша правая рука тяжелая, левая то же тяжелая, ноги устали, очень тяжелые. Мы отдыхаем. Все тело теплое. Тепло разливается по всему нашему телу. Мы спокойны. Сердце бьется ровно, дыхание спокойное. Голова становится ясной, светлой, как горный родник. Мы стали бодрыми, отдохнувшими. Потянули ноги, носочки тянем, потянули руки, сами хорошо, хорошо потянулись, улыбнулись, открыли глаза. Встали.
12. Упражнение в составлении предложений с союзом а Слайд 10
(дети сидят на стульчиках)
Л. - Ой, я слышу чьи - то шаги! Сейчас вы должны справиться без меня. (Логопед надевает бейсболку)
- Теперь я не Юлия Владимировна, а хозяин этого сада и огорода.
- Не отдам я вам свои фрукты, пока не пойму, что вы всё о них знаете. Расскажите-ка мне, чем помидор отличается от яблока?
яблоко - слива
кабачок – огурец
груша - огурец
яблоко - груша
помидор - огурец
Л. - За то, что вы знаете фрукты, я вам дам своих лошадей, и они вас быстро домчат в детский сад.
Л. - Позовём лошадок: «И-го-го» Слайд 11
Л. - И поедем на лошадках. (Дети цокают язычками и изображают езду на лошадях)
(Логопед от имени садовника прощается с детьми и снимает кепку)
13. Итог занятия
Л. - Вот мы и в группе.
Л. - Скажите, где мы были? ("Мы были в саду и в огороде")
Л. - Что мы там делали? ("Собирали фрукты и овощи")
Л. - Кому мы помогали? ("Мы помогали зайчику ")
Л. - Вот вам и корзинка с фруктами. (Логопед незаметно меняет корзинку с нарисованными фруктами на корзинку с настоящими фруктами) Берите её и угощайте всех детей в группе.