Татьянина Наталья
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Воздух и его охрана» по УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс : 3
УМК: «Школа России»
Тема урока : «Воздух и его охрана»
Цель урока : познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»; закреплять представления о газообразных веществах; формировать умение постановки проблемных вопросов; воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Воздух и его охрана“ по УМК „Школа России“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Оборудование: Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс; рабочая тетрадь к учебнику 3 класс, учебная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день ребята, присаживайтесь. Мы начинаем урок окружающего мира. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий. Ребята, а для того, чтобы начать наш урок, давайте проверим, все ли у вас лежит на партах. И так, тетрадь, учебник по окружающему миру, ручка, карандаш. Надеюсь, что сегодняшний урок для нас будет плодотворный, принесет нам радость общения друг с другом и даст возможность пополнить багаж знаний.
2. Актуализация знаний.
- Прежде чем начнем урок, вспомним прошлую тему «Разнообразие веществ».
- Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? (Главные свойства поваренной соли и сахара одинаковы. Они белого цвета, хорошо растворяются в воде. Но соль на вкус соленая, а сахар - сладкий).
- Где эти вещества встречаются в природе? (Соль встречается под землёй, в морской воде, сахар- сахарная свёкла и сахарный тростник).
- Что собой представляет крахмал? (Это белый порошок).
- Как его обнаружить в продуктах питания? (Нужно разбавить водой йод, если капнуть ею на продукт, который содержит крахмал, то настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет).
- Какие кислоты встречаются в природе? (Лимонная, муравьиная, щавелевая, яблочная кислота).
- Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? (Попадет на одежду, то быстро разрушит ткань, краску, само волокно материала).
- Что такое кислотные дожди? (Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовывается высоко в небе. Выпадают вместе с дождем, от них страдает растения и всё живое).
- Чем они опасны? (Кислотные дожди, попадающие на растения: жидкость, вызывает ожоги, пожелтение и опадание листвы. Нарушаются течение фотосинтеза, испарения влаги листьями. Под воздействием кислот тяжёлые металлы и алюминий растворяются, попадая в почву. Такие соединения токсичны для представителей флоры, вызывают разрушение и отмирание корней, ведущее к гибели растений).
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, что бы узнать тему нашего урока вам нужно отгадать загадку.
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
- Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы дышать. Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, о его составе.
-Человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух, окружающий нашу Землю, это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу - следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой - весна и лето. Мы привыкли называть воздушный океан - небом. Голубое небо- это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы, растения- все живое на Земле. Как только не называют воздух : «воздушная оболочка», «воздушный океан», «атмосфера»! Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
3. Работа по теме урока.
-Так что же такое воздух?
-Воздух- это газ, а вернее смесь газов. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух- смесь многих газов, в основном азота- 78%, кислорода-21%, углекислого газа-1%. (показ слайда). Газ в переводе с греческого означает «хаос». Воздух- смесь газов.
-Посмотрите, на доске вы видите портрет Джозефа Пристли. Это английский химик и философ. Сейчас я расскажу вам о его опыте. С целью проверки своего предположения о роли углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак мышь- довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты- мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными веточками.
- О каком газе идет речь? (О кислороде. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выдыхают углекислый газ)
- Почему воздух полей и лесов чище городских?
- Посмотрите, на доске вы видите портрет великого французского химика - Антуана Лавуазье. Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода. Газ кислород поддерживает горение. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают растения в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
- Давайте с вами проведем опыты, и вы узнаете, что воздух можно удивить. Иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух - «ничего», пустое место. Это неверный ответ. В реальности существования воздуха можно легко убедиться, проделав простые опыты. Сейчас с каждого ряда выйдет по одному человеку, чтобы провести опыт.
- Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите его и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается? (Нет).
- Сделайте вывод. (в шарике есть воздух).
- Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете? (Сильную струю воздуха).
- Мы знаем, что воздух есть везде : на улице, в комнате, в земле, в воде.
- Поднимите тетрадь, видите ли вы через нее другие предметы? (нет)
- Через стену мы видим другой класс? (нет)
- А предметы, которые находятся в классе, вы видите? (да)
- О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух прозрачен).
- Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие нас предметы.
Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? (зеленые)
- Какого цвета школьная парта? (коричневая)
- А какого цвета воздух? (Он бесцветен)
- Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.
- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.
- А чистый воздух пахнет? (нет)
- Воздух не имеет запаха.
- Сейчас мы узнаем, что происходит с воздухом при нагревании.
- Посмотрите на доске вы видите иллюстрацию к «Опыту 1»
- Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает воздух». Будем нагревать колбу. Что происходит?
- Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Почему это стало возможным?
-Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.
- Как вы можете это объяснить?
-Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.
- Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом при охлаждении.
- Посмотрите на доске вы видите иллюстрацию к «Опыту 2».
- Положим на колбу холодную влажную салфетку. И что мы видим на иллюстрации? (Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места). - Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается. Итак, какой мы можем сделать вывод по эти двум опытам?
- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
- У воздуха есть еще одно интересное свойство- он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
-Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом. И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегрустная шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходит по снегу и льду ей не страшно. Мыши прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы- тетерев, глухарь- в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее.
- Итак, кто может перечислить все свойства воздуха? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, проводит тепло, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).
- Молодцы.
4. Физкультминутка.
- Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте тихонько из-за парт, проведем физкультминутку. Все движения повторяйте за мной.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
-Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»? (ответы детей)
-Откройте свои учебники на странице 48-49 и прочитайте статью «Воздух должен быть чистым!» про себя и ответите на вопрос «От чего загрязняется воздух?»
-Итак, от чего загрязняется воздух? (воздух загрязняется от фабрик, заводов, автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ, пожары, извержения вулканов, не переработанный мусор).
- Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? (Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники).
5. Обобщение и систематизация знаний.
- Откройте свои рабочие тетради на стр. 19, давайте выполним №1. Прочитайте про себя и подумайте, какой мы можем дать вывод?
- Итак, какой вывод мы можем сделать? (Воздух может растворяться в воде и способен проникать в почву)
- Прочитай задание №2. Так какое свойство воздуха позволяет нам видеть различные предметы? (Прозрачность воздуха)
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 20, прочитай, что необходимо выполнить в №3? Выполните это задание в парах с соседом по парте.
6. Итог урока.
- Ребята, какую темы мы сегодня изучили с вами на уроке? (Воздух и его охрана)
- Перечислите свойства воздуха (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо проводит солнечные лучи, занимает пространство в окружающем мире, при охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется).
- Что надо делать для охраны чистого воздуха? (тщательно следить за кострами в лесах, стараться меньше пользоваться автомобилями, правильно утилизировать отходы, сажать больше деревьев).
- Ребята в завершении нашего урока, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения «Воздух» Андреевой Марины.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
7. Сообщение домашнего задания.
- Запишите домашнее задание. Учебник - стр. 46-50, читать и отвечать на вопросы и рабочая тетрадь- стр. 20 №4. Нарисуйте плакат на тему: «Берегите воздух!»
- На этом наш урок окончен. До свидания!