МААМ-картинки

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Воздух и его охрана» по УМК «Школа России»

Татьянина Наталья
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Воздух и его охрана» по УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы

Класс : 3

УМК: «Школа России»

Тема урока : «Воздух и его охрана»

Цель урока : познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»; закреплять представления о газообразных веществах; формировать умение постановки проблемных вопросов; воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Воздух и его охрана“ по УМК „Школа России“» размещена в разделах

Оборудование: Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс; рабочая тетрадь к учебнику 3 класс, учебная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день ребята, присаживайтесь. Мы начинаем урок окружающего мира. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий. Ребята, а для того, чтобы начать наш урок, давайте проверим, все ли у вас лежит на партах. И так, тетрадь, учебник по окружающему миру, ручка, карандаш. Надеюсь, что сегодняшний урок для нас будет плодотворный, принесет нам радость общения друг с другом и даст возможность пополнить багаж знаний.

2. Актуализация знаний.

- Прежде чем начнем урок, вспомним прошлую тему «Разнообразие веществ».

- Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? (Главные свойства поваренной соли и сахара одинаковы. Они белого цвета, хорошо растворяются в воде. Но соль на вкус соленая, а сахар - сладкий).

- Где эти вещества встречаются в природе? (Соль встречается под землёй, в морской воде, сахар- сахарная свёкла и сахарный тростник).

- Что собой представляет крахмал? (Это белый порошок).

- Как его обнаружить в продуктах питания? (Нужно разбавить водой йод, если капнуть ею на продукт, который содержит крахмал, то настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет).

- Какие кислоты встречаются в природе? (Лимонная, муравьиная, щавелевая, яблочная кислота).

- Почему с кислотами нужно обращаться осторожно? (Попадет на одежду, то быстро разрушит ткань, краску, само волокно материала).

- Что такое кислотные дожди? (Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовывается высоко в небе. Выпадают вместе с дождем, от них страдает растения и всё живое).

- Чем они опасны? (Кислотные дожди, попадающие на растения: жидкость, вызывает ожоги, пожелтение и опадание листвы. Нарушаются течение фотосинтеза, испарения влаги листьями. Под воздействием кислот тяжёлые металлы и алюминий растворяются, попадая в почву. Такие соединения токсичны для представителей флоры, вызывают разрушение и отмирание корней, ведущее к гибели растений).

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, что бы узнать тему нашего урока вам нужно отгадать загадку.

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

- Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы дышать. Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, о его составе.

-Человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух, окружающий нашу Землю, это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу - следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой - весна и лето. Мы привыкли называть воздушный океан - небом. Голубое небо- это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы, растения- все живое на Земле. Как только не называют воздух : «воздушная оболочка», «воздушный океан», «атмосфера»! Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

3. Работа по теме урока.

-Так что же такое воздух?

-Воздух- это газ, а вернее смесь газов. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух- смесь многих газов, в основном азота- 78%, кислорода-21%, углекислого газа-1%. (показ слайда). Газ в переводе с греческого означает «хаос». Воздух- смесь газов.

-Посмотрите, на доске вы видите портрет Джозефа Пристли. Это английский химик и философ. Сейчас я расскажу вам о его опыте. С целью проверки своего предположения о роли углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак мышь- довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты- мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными веточками.

- О каком газе идет речь? (О кислороде. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выдыхают углекислый газ)

- Почему воздух полей и лесов чище городских?

- Посмотрите, на доске вы видите портрет великого французского химика - Антуана Лавуазье. Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода. Газ кислород поддерживает горение. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают растения в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

- Давайте с вами проведем опыты, и вы узнаете, что воздух можно удивить. Иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух - «ничего», пустое место. Это неверный ответ. В реальности существования воздуха можно легко убедиться, проделав простые опыты. Сейчас с каждого ряда выйдет по одному человеку, чтобы провести опыт.

- Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите его и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается? (Нет).

- Сделайте вывод. (в шарике есть воздух).

- Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете? (Сильную струю воздуха).

- Мы знаем, что воздух есть везде : на улице, в комнате, в земле, в воде.

- Поднимите тетрадь, видите ли вы через нее другие предметы? (нет)

- Через стену мы видим другой класс? (нет)

- А предметы, которые находятся в классе, вы видите? (да)

- О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух прозрачен).

- Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие нас предметы.

Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? (зеленые)

- Какого цвета школьная парта? (коричневая)

- А какого цвета воздух? (Он бесцветен)

- Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

- А чистый воздух пахнет? (нет)

- Воздух не имеет запаха.

- Сейчас мы узнаем, что происходит с воздухом при нагревании.

- Посмотрите на доске вы видите иллюстрацию к «Опыту 1»

- Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает воздух». Будем нагревать колбу. Что происходит?

- Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Почему это стало возможным?

-Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

- Как вы можете это объяснить?

-Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

- Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом при охлаждении.

- Посмотрите на доске вы видите иллюстрацию к «Опыту 2».

- Положим на колбу холодную влажную салфетку. И что мы видим на иллюстрации? (Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места). - Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается. Итак, какой мы можем сделать вывод по эти двум опытам?

- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

- У воздуха есть еще одно интересное свойство- он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

-Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом. И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегрустная шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходит по снегу и льду ей не страшно. Мыши прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы- тетерев, глухарь- в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее.

- Итак, кто может перечислить все свойства воздуха? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, проводит тепло, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).

- Молодцы.

4. Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте тихонько из-за парт, проведем физкультминутку. Все движения повторяйте за мной.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

-Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым? (ответы детей)

-Откройте свои учебники на странице 48-49 и прочитайте статью «Воздух должен быть чистым про себя и ответите на вопрос «От чего загрязняется воздух

-Итак, от чего загрязняется воздух? (воздух загрязняется от фабрик, заводов, автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ, пожары, извержения вулканов, не переработанный мусор).

- Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? (Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники).

5. Обобщение и систематизация знаний.

- Откройте свои рабочие тетради на стр. 19, давайте выполним №1. Прочитайте про себя и подумайте, какой мы можем дать вывод?

- Итак, какой вывод мы можем сделать? (Воздух может растворяться в воде и способен проникать в почву)

- Прочитай задание №2. Так какое свойство воздуха позволяет нам видеть различные предметы? (Прозрачность воздуха)

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 20, прочитай, что необходимо выполнить в №3? Выполните это задание в парах с соседом по парте.

6. Итог урока.

- Ребята, какую темы мы сегодня изучили с вами на уроке? (Воздух и его охрана)

- Перечислите свойства воздуха (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо проводит солнечные лучи, занимает пространство в окружающем мире, при охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется).

- Что надо делать для охраны чистого воздуха? (тщательно следить за кострами в лесах, стараться меньше пользоваться автомобилями, правильно утилизировать отходы, сажать больше деревьев).

- Ребята в завершении нашего урока, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения «Воздух» Андреевой Марины.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

7. Сообщение домашнего задания.

- Запишите домашнее задание. Учебник - стр. 46-50, читать и отвечать на вопросы и рабочая тетрадь- стр. 20 №4. Нарисуйте плакат на тему: «Берегите воздух

- На этом наш урок окончен. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами» Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Воздух и его охрана» по УМК «Школа России»
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 22:10
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Воздух и его охрана» по УМК «Школа России»» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД