Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ

Наталья Болдова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ

В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Совместная деятельность логопеда и воспитателяорганизуется в соответствии со следующими целями:

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.

2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой группе есть папка «Советы логопеда», которую логопед пополняет дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по особой системе с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности.Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.

Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения, а также включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

В свою очередь, учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов, чистоговорок и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком. Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателяи логопеда скоординирована следующим образом:

1) Учитель-логопед логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;

2) Воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы. Бланки вечерней работы Методическая разработка "Взаимодействие учителя-логопеда воспитателями подготовительной группы. Бланки вечерней работы" Дата.

Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем-логопедом. Статья уже была опубликована.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда.

Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физкультуре Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их исцеление. Чем разнообразнее движения, тем больше информации.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми 1 слайд Горшкова Любовь Владимировна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №17» Пед. стаж : 15 лет. Категория: первая. 2 Слайд -Недооценка.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые нарушения Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопункта Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» - это создание оптимальных.

Консультация «Взаимодействие воспитателя и логопеда» Взаимодействие воспитателя и логопеда Цель: выстраивание единой системы взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ Задачи: 1. Разработать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Праздники
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ
Опубликовано: 23 марта 2018 в 08:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...
Консультация для педагогов на тему: «Зачем учителю надо публиковать свой труд в...
Публикация авторских материалов на образовательных  порталах и в социальных сетях направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального...
Конспект НОД по аппликации «Мороженое эскимо» в младшей группе
Программные задачи. Обучающие : учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» ( сминание, скатывание в комок) ; - учить...