Экспериментирование и опытная деятельность старших дошкольников

татьяна спирина
Экспериментирование и опытная деятельность старших дошкольников

Цель: развить мыслительные способности у дошкольников в процессе ознакомления с природой и природными материалами.

Задачи:

1) Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

2) Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях.

3) Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух).

4) Учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5) Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний;

Формирование устойчивого интереса;

Обогащение словаря детей;

Успешное интеллектуально-личностное развитие детей;

Развитие познавательной активности детей.

Актуальность: Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, статическим электричеством неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Картотека опытов и экспериментов

Опыты с воздухом.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2. Бумажные салфетки – 2 штуки.

3. Маленький кусочек пластилина.

4. Кастрюля с водой.

Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2. Мелкие игрушки.

Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №3 Воздух может изменять своё давление на твердые тела.

Цель: продемонстрировать эффект изменений в давлении воздуха.

Оборудование:

- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера

- стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком

- полоска бумаги

- спички или зажигалка

- растительное масло

Опыт:

Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!

После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.

Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

Объяснение опыта:

Горящая бумага нагревает воздух в бутылке, от чего молекулы воздуха приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Вывод: Опыт «Яйцо в бутылке» отлично демонстрирует эффекты изменений в давлении воздуха. Когда Вы бросаете зажженную спичку в бутылку, прежде чем поместить туда яйцо, пламя сжигает весь кислород в бутылке. Это создает вакуум в бутылке, который засасывает яйцо в бутылку.

Опыт №4 Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование:

1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2.Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Опыт №5 Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Цель: Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Оборудование:

1. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2. Весы с двумя чашами.

Опыт: Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

Вывод: Воздух имеет вес.Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Опыт №6 Воздушный шарик.

Цель:показать что при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. При помощи которого можно надуть воздушный шарик не касаясь шарика.

Оборудование:

-пластиковая бутылка;

–уксус;

–сода;

–шарик;

-воронка.

Опыт: Наливаем в бутылку около 100-150 мл уксуса. В еще не надутый воздушный шарик насыпаем 1 столовую ложку соды. Легче это сделать воспользовавшись пластиковой воронкой или смастерить воронку из бумаги. Далее надеваем шарик на горлышко бутылки и расправляем его. Сода начинает высыпаться в уксус, происходит бурная реакция взаимодействия двух веществ с выделением углекислого газа, который и надувает воздушный шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. Пользуясь этими знаниями можно надуть воздушный шарик.

Опыт №7. В пустой бутылке есть воздух.

Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

Оборудование:

2 пластиковые бутылки.

2 воронки.

2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).

Кусочек пластилина.

Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

Вывод: Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Опыт №8. Объем воздуха зависит от температуры.

Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Оборудование:

Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

Стакан с горячей водой.

Стакан со льдом.

Опыт: Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Опыт №9. Сопротивление воздуха

Цель: доказать, что воздух сопротивляется движению объектов.

Оборудование: 2 одинаковых листа бумаги.

Опыт: Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и одновременно отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.

Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.

Опыт №10. Дрессированные изюминки.

Цель: доказать, что воздух может поднимать предметы из воды.

Оборудование: Газированная минеральная вода; Изюм; Прозрачный

стакан.

Опыт: Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно.Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из минеральной воды (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Опыт №11. Воздух держит воду.

Цель: увидеть, как воздух может удерживать предметы.

Оборудование: стакан, глянцевый картон, вода.

Опыт:Задайте детям вопрос: «Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим. Аккуратно вырезаем квадрат из картона, по ширине больше диаметра стакана. Кладем сверху на стакан. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Вывод: Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».

Опыты с водой.

Опыт №1. Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета.

Цель: Доказать, что вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Оборудование:

1. Прозрачные сосуды разной формы.

2. Стаканы с чистой питьевой водой для каждого ребенка.

3. Гуашь разных цветов (белая – обязательно, прозрачные стаканы, на 1 больше, чем количество подготовленных цветов гуаши.

4. Соль, сахар, валерьянка, лимон.

5. Большой поднос.

6. Емкость с достаточным количеством чистой воды.

7. Чайные ложки по количеству детей.

Опыт: Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. 1) Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на поднос, она растекается бесформенной лужей.

Вывод: Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы.

2) В два стакана налить чистую воду и дать детям понюхать, спросив, пахнет ли чем-то вода. После этого в один стакан капнуть валерьянки, вновь дать понюхать детям и сравнить с водой в другом стакане.

Вывод: чистая вода не имеет запаха, но если в неё добавлять пахнущие вещества, то и она будет пахнуть тем же.

3) Наполнить чистой водой три стакана и дать попробовать детям на вкус, спросив, имеет ли вода вкус. Затем в один стакан добавить сахар, в другой – соль, тщательно размешать и вновь предложить попробовать и отозваться о вкусе воды.

Вывод: чистая вода безвкусна, но при добавлении в неё какого-либо вещества она принимает его вкус.

4) Продолжая знакомиться со свойствами воды, мы разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая.

Вывод: что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт №2. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).

Оборудование:

1. 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

2. 3 сырых яйца.

3. Поваренная соль, ложка для размешивания.

Опыт: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №3. Плавающие зубочистки.

Цель: Доказать что мыло ослабляет натяжение поверхности воды в центре, в результате более сильное поверхностное натяжение по краю тарелки перетягивает зубочистки.

Оборудование:

5-7 деревянных зубочисток

Тарелка с водой

Мыло

Кусочек сахара

Опыт: Аккуратно поместите зубочистки на поверхность воды.

Опустите кусочек сахара в центр тарелки и подождите несколько секунд. (Зубочистки должны двигаться в сторону сахара)

Теперь поместите мыло в середину тарелки. (Зубочистки должны разбегаться от мыла)

Вывод: Cахар впитывает воду и небольшой поток воды течёт к сахару и тянет с собой зубочистки. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды в центре, в результате более сильное поверхностное натяжение по краю тарелки перетягивает зубочистки.

Опыт №4. Заполним полную воды банку.

Цель: Доказать, что можно поместить в банку удивительно много монеток до того как вода начнет переливаться через край.

Оборудование:

банка или стакан

Монетки

Опыт:Поместите банку или стакан в блюдо или тазик. Наполните банку до краев водой. Аккуратно опускайте в банку монетки вниз ребром.

Вывод: Всё дело в силе поверхностного натяжения, подобно упругой плёнке она удерживает воду над краем банки. Понадобится немало монет, прежде чем эта "плёнка" распадается и вода начнет переливаться через край.

Опыт №5. Лавовая лампа.

Цель: Доказать, что масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность.

Оборудование: Чистая пластиковая бутылка или банка (0,5-1 л); Воронка для жидкости; Растительное масло; Пищевой краситель (можно использовать зеленку); Шипучая таблетка (например Аспирин Упса); Вода.

Опыт:Банку на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Добавьте краситель. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом опустить таблетку аспирина и наблюдаем. Для усиления эффекта выключите свет, подсветите бутылку фонариком. Интересно получается, если под бутылочку положить телефон с включенным фонариком.

Вывод: Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бутылку масло,тот под действием силы тяжести оно просто растекается по воде. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим как шарики масла бурлят в жидкости.

Опыт №6. Выращиваем кристаллы.

Цель: Доказать что можно самостоятельно вырастить кристаллы дома.

Оборудование:емкость (стакан, чашка, баночка, вода, тоненькая прволочка и поваренная соль.

Опыт:Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Вывод: С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

Опыт №7. “Тайны вулкана”

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Оборудование: Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.

Опыт: На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале объясняем детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращаем внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказываем (опираясь на картинку – схему, как он опасен).

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную б гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Вывод: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Опыт №8. “Цветы распускаются ”

Цель:Развитие умений делать предположения и выводы: бумага тонет, потому что стала тяжелее, не тонет- потому что не намокла.Оборудование: тазик с водой, цветы, вырезанные из цветной бумаги, различной плотности.

Опыт:Налить в тазик воды. Вырезать из цветной бумаги несколько цветов с лепестками. Затем загнуть лепестки внутрь, положить цветы на воду и лепестки у цветов начнут раскрываться,но у тонкой бумаги, лепестки раскрываются быстрее чем у плотной.

Вывод: При соприкосновении бумаги с водой, она намокает, в результате лепестки у цветов начинают раскрываться, но в зависимости от плотности бумаги, раскрытие происходит не одновременно. От сюда следует вывод, что чем плотнее бумага, тем дольше она намокает.

Работа с родителями.

1.Памятка для родителей: «Картотека элементарных опытов и экспериментов»

2. Экспериментирование вместе с родителями (Выращивание кристаллов в домашних условиях).

3. Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»

4.Наглядная информация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

«Значение экспериментальной деятельности для детей»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную,педагогическую работу по теме: " Опытно – экспериментальная деятельность в дошкольном образовательном учреждении", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное само выражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их интересными и полезными.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Исследовательская деятельность, как метод обучения старших дошкольников Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность старших дошкольников «Куда исчез сахар?» Тема: «Куда исчез сахар?» Цель занятия: побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы:.

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность» Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Актуальность темы Метод проекта.

Непрерывная образовательная деятельность для старших дошкольников «Путешествие в страну сказок Г. Х. Андерсена» Цель: ознакомление детей с творчеством Г. Х. Андерсена. Задачи: - расширить представления детей о сказках Г. Х. Андерсена; - научить детей.

Продуктивная деятельность старших дошкольников «Сердечные валентинки» в подарок близким людям.Продуктивная деятельность старших дошкольников «Сердечные валентинки» в подарок близким людям. В день всех влюблённых в феврале Признайтесь в чувствах, люди, Ведь нет счастливей на Земле- Тех, кто любим и любит! Цель:Изготовление поделок.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Трудовая деятельность старших дошкольников. Виды и значение труда в становлении личности ребенкаТрудовая деятельность старших дошкольников. Виды и значение труда в становлении личности ребенка Комиссарова Маргарита Михайловна МАДОУ "Родничок", город Хабаровск Трудовая деятельность в детском саду имеет огромное значение: 1. Образовательное.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников «Великий воздух-невидимка» Великий невидимка - воздух Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи занятия: • способствовать обогащению.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментирование и опытная деятельность старших дошкольников
Опубликовано: 1 марта 2018 в 15:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

Фотоотчёт ОД по рисованию «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»
Цель: формирование умения рисовать фигуру человека, передавать различие в величине взрослого и ребёнка. Задачи: - вызвать у детей желание передать в рисунке...
Сценарий праздника к 23 февраля «Мы — мужчины» для старшей группы 5–6 лет 2021 г
Ведущий: День нашей армии сегодня, И ей уже немало лет. Привет защитникам народа! Российской армии… Дети: привет! 1 ребенок: Чудесный праздник в...
Детский мастер-класс по рисованию с элементами аппликации «Лук — лучок»
Детский мастер - класс по рисованию с элементами аппликации: "Лук - лучок" ко Дню зеленого лука на МААМе. Автор: Седова Наталья Владимировна,...