Тарасова
Конспект занятия «Знакомство с дневником наблюдений»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы: наблюдение за погодой на метеоплощадке, определение температуры воздуха, направление ветра, закрепление знаний об оборудовании метеоплощадки; снятие показаний с измерительных приборов и фиксация их в дневнике наблюдений; беседа на тему «Что такое погода?»; практическое упражнение «Как заполнять дневник наблюдений»; дидактическая игра «Что нам нужно надеть?»; дидактическая игра «Какая погода сейчас?».
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с дневником наблюдений“» размещена в разделах
Задачи: объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных; дать представление о понятии «климат»; обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата; познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Развивающая среда: дневник наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки.
Продуктивная деятельность: выставка «Нарисуй погоду», условные обозначения погодных явлений, дней недели.
Ход:
Организационный момент
Ритмическая игра «Здравствуйте»
Нам сегодня не до скуки,
Мы пожмем друг другу руки.
Если здесь ты встретил друга,
Похлопай по плечу друг друга.
Давно не виделся с друзьями –
Поздоровайся локтями.
Наши друзья не дерутся,
Спинками друг о друга трутся.
Ребята, не стоит стесняться,
С соседом можно просто обняться.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о. А о чем, вы отгадайте.
Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит… ПОГОДА.
Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
Мы сегодня поговорим о людях, которые предсказывают её. Послушайте ещё одну загадку:
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).
Воспитатель: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду. Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование. (Показ мультимедийной презентации о метеостанциях)
Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.
Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».
С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо. Например, «Солнце» : хорошо – тепло, можно ходить в легкой одежде, дает свет, растет все живое, можно загорать и т. д. ; плохо – обгореть, засуха, жара, солнечный удар и т. д. «Дождь» : хорошо – растут грибы, ягоды, все зеленое, прохладно и т. д. ; плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть, заболеть и т. д.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление (Дети подходят к столу, на котором находятся: тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти, барабан, ёмкость для развития воздушной струи).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
(Ребёнок мочит губку, поднимает её и отжимает)
Без рук, без ног,
А двери отворяет. (Ветер)
(Ребёнок кладет на ладонь конфетти и легко дует или дует на ветряную вертушку)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)
В небе молния сверкнёт,
А за нею звук идёт,
Как грохочет камнепад,
Иль петарды, да не в лад. (Гром)
(Ребёнок бьёт в барабан)
(Дети подходят к доске, на ней картинки с явлениями природы)
Воспитатель: Ребята, а какие явления природы мы замечаем летом?
Дети: Росу, туман, радугу, град.
Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?
Дети: Снег, вьюгу.
Воспитатель: А капель когда бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?
Дети: Дождь, ветер, листопад.
Воспитатель показывает рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для чего они используются.
Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.
Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.
Термометр – измеряет температуру воздуха.
Барометр – определяет атмосферное давление.
- Давайте с вами поиграем в игру «Что нужно для работы метеоролога?» (по типу игры «Четвертый лишний»). На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе.
- Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы.
Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами. (Ответы детей)
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог!
Воспитатель: А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?
Дети: Да.
Воспитатель: метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (Ответы детей).
Предлагаю вам разделиться на две компании «барометр» и «флюгер». (Дети называют по очереди слова, тем самым делятся на 2 компании).