Лучший педагог года

Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки» (9 фото)

Надежда Тютюнникова
Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки»

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад ОАО «РЖД» №167

ООД по ручному труду в подготовительной группе

Тема: «Знакомство с народной куклой.

Изготовление куклы Кувадки»

Подготовила воспитатель:

Тютюнникова Н. В.

[/h4]

2019 г.

Публикация «Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе „Знакомство с народной куклой, Изготовление куклы Кувадки“» размещена в разделах

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки» в подготовительной группе

Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы (русский народный костюм; подарок один, а детей много, сюрпризный момент (появление домовёнка); постановка цели (изготовление куклы). Обсудить варианты и вызвать желание, и стремление к изготовлению тряпичной куклы; возможность высказать способы решения.

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание игровой ситуации путешествие в прошлое; создание проблемной ситуации (необходимость изготовления куклы, чередование видов деятельности, дидактическая игра «Какая кукла?», подвижная игра «Горелки».

Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (изготовление куклы, игровая ситуация (выкладывание кукол в форме солнца).

Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей, одобрение, похвала.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности)

Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы)

Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла?», закличка)

Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы –Кувадки)

Музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы)

Возрастная группа: Дети подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Цель: Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- Научить детей последовательному изготовлению куклы –Кувадки.

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.

- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.

Развивающие:

- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Планируемые результаты:

- Расширить представления детей об истории русской культуры.

- Познакомить с новым видом куклы - оберега.

- Изготовить куклу – Кувадку.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):

Для организации образовательной деятельности необходимы русские народные костюмы, костюм домового, декорации «Русская изба», сундук, готовые образцы куклы - обереги, схема изготовления куклы – Кувадки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленточки.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».

- Дидактическая игра «Из чего сделана?»

- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».

ХОД:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.

В. Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте)

В. Ребята, посмотрите, как мы с вами сегодня одеты?

Как обычно?

Как называется наш костюм?

Как вы думаете, почему мы сегодня так оделись?

Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.

Хотите отправиться в путешествие?

Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».

Где мы с вами оказались? (В избе).

В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяин? Почему, он, гостей не встречает?

Из – за печки появляется растрёпанный домовёнок.

Домовенок:

Ой, ой, ой! Проспал! Опоздал!

Потерял! Все! Все!

Почему я долго спал?

Где сундук свой потерял?

В гости ждал к себе ребят

(Неожиданно поворачивается к ребятам)

- Ой! Они уж тут стоят

(Приводит себя в порядок).

- Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Меня Кузей называют,

Я в селе Фоки проживаю,

Охраняю ваш покой,

Очень я мастеровой.

Кто у меня побывает,

Тот многое узнает.

(грустно) Только вот, беда, какая,

Где сундучок мой, я не знаю?

В нем же разные изделия,

В нем такое рукоделье! (ищет)

В. Ребята, давайте поможем Кузе найти сундук.

Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.

Домовенок:

Вот в него я загляну, Что в сундучке всем покажу? (достаёт куклу)

Посмотрите, ребята, что это? (кукла)

- Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?

Д. А моя кукла необычная.

В. Ой, Кузя, а наши дети знакомы с такими куклами. Ребята, посмотрите, как называется эта кукла? (Травница)

Молодцы! А почему она так называется?

Д. Правильно. А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)

В. А эту куклу, почему так назвали?

В. Молодцы ребята, а ты Кузя всех своих кукол нам покажи, мы много о них знаем. (Домовёнок достаёт всех кукол: зайчик на пальчик, день и ночь, десятиручка.)

В. Ребята, как называют всех этих кукол? (Это куклы – обереги)

В. Почему их так называют? (Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.)

В. Кузя, а мы знают пословицу о кукле обереге.

Д. «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит»

Ребята, из какого материала сделаны куклы? (из лоскутков)

Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная)

Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая?

А из соломы?

и. т. д. Игра на словообразование.

(из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)

Д. Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.

(они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух)

Д. Ну, удивили и об этом они знают!

2. Основная часть.

Д. Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла –Кувадка. Кукла Кувадка – самая простая в изготовлении кукла, сделать ее сможет даже ребенок. Эту куклу мамы вешали над колыбелью, чтобы она оберегала ребенка.

Подрастая, детишки играли с такими вот простыми и теплыми куклами. А когда выходили на улицу играли в русские народные подвижные игры и водили хороводы. Давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Горелки»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

Д. ой ребята молодцы и играть с вами весело. Ну а мне, пора с вами прощаться. Но перед уходом хочу подарить вам эту куклу – Кувадку, чтоб она вас охраняла и защищала. (дарит)

В. Спасибо большое тебе Кузя! Ребята давайте скажем спасибо.

В. Ребята, нравится вам подарок? Спасибо Кузя за подарок такой хороший?

Д. До свиданья детвора ждут меня ещё дела. (уходит)

(Дети прощаются с домовёнком.)

В. Подарил нам Кузя Куклу оберег, да только вот беда, кукла –Кувадка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)

В. Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!

В. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».

А вот и волшебная мастерская.

Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу –Кувадку.

Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.

Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц? (считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать) Умнички!

3. Объяснение предстоящей работы: (Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)

1) Вы готовы? Тогда мы начинаем. Возьмём один лоскуток, скручиваем его в валик по одной и длинных сторон до середины, теперь с другой длинной стороны, тоже до середины.

2) Дальше скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем тесьмой или пряжей, фиксируя шею нашей куколки, концы связываем узлом. Здесь вы можете помогать друг другу. Посмотрите, это голова в форме петли и туловище куклы, а это сарафан.

3) Отложим эту скрутку в сторону, возьмём лоскут другой ткани и делаем ещё одну скрутку, только другим образом посмотрите как, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку тесьмой - это ручки куклы.

4) Теперь скрутку ручки укладываем в первую скрутку под головой и фиксируем несколькими витками тесьмы по линии талии. Расправляем юбочку.

Вот, кукла – Кувадка готова! Вам нравиться?

Ребята, проходите, присаживайтесь.

В. Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,

- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани с двух сторон до середины)

- Что надо сделать потом? (выделить головку)

- Что вы будете делать дальше? (скрутить лоскут ткани, выделяя ладони)

- И в завершении? (закрепляем ручки, и выделяем талию красивой ленточкой)

В. Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(хлопают в ладоши)

Оля, Аня, Света, Нина,

И весёлая Марина.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Кукол всех пересчитать.

(хлопают в ладоши)

Сколько кукол – пять.

4. Практическая работа детей.

В. Приступайте к изготовлению куклы.

(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

5. Итог занятия.

В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).

Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки»

В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

6. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? (Кукла называется Кувадка. Это кукла - оберег. Ее вешали над колыбелькой малыша, чтобы она хранила его сон.)

Молодцы!

Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Ребята а кто знает пословицы о труде? (дети отвечают)

Наше занятие подошло к концу. Вы довольны своей работой? (Да, у нас получились куколки).

- Эту куклу вы возьмите домой повесьте ее над своей кроватью. А если захотите, можете сделать дома еще куколки вместе с родителями и подарить их близким людям. Пусть Кувадки оберегают всех ваших близких.

Гостям спасибо за внимание!

Фото «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки»
Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе - фото
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад ОАО РЖД ООД по ручному труду в подготовительной группе Тема Знакомство с народной куклой Народные тряпичные куклы куклы Кувадки Подготовила воспитатель Тютюнникова Н Публикация Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе Знакомство с народной куклой Изготовление куклы Кувадки размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Конструирование ручной труд поделки Кукла Кувадка Куклы обереги Народные тряпичные куклы Народная культура фольклор Народные куклы Конспекты занятий Подготовительная группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД декабрь
Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с народной куклой» (1 часть) .

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет.«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет. Форма ООД: подгрупповая, индивидуальная. Цель: создание игольницы в подарок маме. Задачи: познакомить детей с правилами безопасного обращения.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка»Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Новогодняя елочка». Цель: создание условий для развития творчества детей.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по ручному труду в старшей-подготовительной группе «Портрет Осени»Конспект занятия по ручному труду в старшей-подготовительной группе «Портрет Осени» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (ручной труд) в старшей подготовительной группе «Портрет Осени» Возраст: дети 5-6.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой» Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект "Знакомство с народной игрушкой". Детей подготовительной.

Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы).Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы). Занятие по ручному труду в старшей группе "Мартинички" (нитяные куклы).Цель: -Познакомить детей с историей создания кукол. Задачи: - Научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ручному труду в подготовительной группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Кувадки»
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 15:27
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД