Папки-передвижки

Звуковая культура речи

Евстифеева Лариса
Звуковая культура речи

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой и другими в различных учебных и методических пособиях. Особое значение правильное звуковое оформление речи приобретает при поступлении в школу, так как непосредственным образом «вылезает» ошибками на письме.

Публикация «Звуковая культура речи» размещена в разделах

Необходимо отметить, что при увеличении количества детей с речевыми патологиями, воспитание звуковой культуры речи требуется не только им, но и детям, чье речевое развитие протекает в пределах нормы, но как и все структуры развивается не всегда равномерно, иногда прыжками, иногда с задержкой. Всем детям дошкольного возраста требуются специальные занятия, создание определённой речевой среды по развитию звуковой культуры речи, которые бы помогали им формировать навыки чистой, правильной речи в самостоятельных высказываниях.

Понятие «звуковая культура речи» широко и включает в себя:

• произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция, четкость произношения и т. д. ,

• элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.,

• связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты,

• элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора,

• составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание, которые являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Все эти составляющие усваиваются ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, развивается и фонематический слух.

В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки звуковой культуры речи, которые рассматриваются в педагогике как «неразвитое умение воспроизведения речи».

• неправильное произношение отдельных звуков,

• перестановка или пропуск звуков и слогов в слове,

• быстрая или медленная, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки,

• дыхание поверхностное, речь на вдохе, с шумными частыми вдохами, без пауз.

Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата, особенно его мелких мышц, точность и быстрота которых формируются постепенно. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность. Поэтому проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время.

Итак, в звуковой культуре речи принято выделять два раздела: культуру «речепроизношения» и речевой слух, и работа ведё тся в двух направлениях:

1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

При этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей!

Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

Совершенствование движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей, закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи.

2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

Эта задача перекликается с формирование правильного произношения, но иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов (вного, че, вместо что).

Воспитатель должен знать типичные возрастные особенности в словопроизношении детей. Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога: нога, ножка, на ногу, ноги.

Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже ( ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла», «шофер», в глаголах.

Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений: коса — косу, кони — коней, коням и др.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей, а не стараться спускаться на диалектические и жаргонные выражения. В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи.

5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая на слух речь характеризуется: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Также нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно и быстро, и т. д. Взрослый подает пример и учит детей говорить негромко (средняя сила голоса, в спальне, в общественных местах (в кабинете врача, магазине и т. д.) Воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, выступая на утреннике, в речевых играх.

6. Воспитание выразительности речи. Это и естественная выразительность повседневной детской речи; и произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Эмоциональность проявляется в интонациях, в выделении отдельных слов, паузах, выражении глаз, мимике, в смене силы и темпа голоса.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закреплять и сохранять.

7. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель формирует у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми, ведёт борьбу с отрицательными интонациями — капризными, грубыми, плаксивыми. Чтобы ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие неречевых шумов и звуков речи и фонематического слуха. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования, энергетический блок нашей речи (по А. Р. Лурия).

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на занятиях (2-10мин.).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.

Индивидуальная работа и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Используемые методы:

дидактические игры;

подвижные или хороводные игры с текстом;

полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.);

инсценировки (звукосочетания, чистоговорки-песенки);

пересказы, заучивание стихотворений (для выразительности речи);

заучивание и повторение знакомых чистоговорок, скороговорок;

дыхательные упражнения.

Приё мы:

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог.

утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова,

образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок);

хоровые и индивидуальные повторения товарищей;

обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»);

индивидуальная мотивировка задания, указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

отраженная речь (повторение ребенком речи-образца);

пример правильной речи сверстников;

оценка, анализ ответа или действия и исправление;

образная физкультурная пауза («Ветер дует нам в лицо»);

показ артикуляционных движений, подкреплённое демонстрацией игрушки или картинки;

«волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Желательно, чтобы задания сопровождались показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.

Согласно программным требованиям, работа проводимая воспитателями по развитию звуковой культуры речи :

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки : п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки : с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Использованная литература:

1. Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М., 1981. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи»)

2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.

3. Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи. /В кн. : Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 4-е изд., перераб. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018 — 352 с.

5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’] [п]-[п’] [б]-[б’]» Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи»: звуки м-мь, п-пь, б-бь Задачи НОД: Образовательные задачи: продолжать учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 21:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД