Анна Головина
Адаптация детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Головина Анна Владимировна
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №142»
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Организация работы в адаптационный период раннего детства в нашем детском саду рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, психолога и воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, мы рекомендуем постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.
Публикация «Адаптация детей в детском саду» размещена в разделах
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения. [2, с. 58-64]
Родители рассказывают воспитателю и психологу об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т. д. Воспитатель ребенка детского сада становится другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Дети зачастую трудно адаптируются к новым микро социальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. [4, с. 34]
Для профилактики подобных реакций у нас в детском саду организуется медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе мы выделяем следующие направления:
• подготовка детей к поступлению в детский сад и прогнозирование адаптации к нему;
• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
• контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. В детском саду оформлен информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления. Проводим родительские собрания по темам "Подготовка детей к поступлению в детский сад", "Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.
Родители узнают о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых в детском саду. [1, с. 32-34]
Также подчеркиваем необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуем прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. [5, с. 20-25]
Если ребенок, поступающий в детский сад, уже способен к речевому общению, советуем родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Знакомим родителей с научно-популярной литературой по данному вопросу. [3, с. 21-30]
Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В этом случае ребенка помещают в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.
Чем скорее устанавливается единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье и чем больше подходы к ребенку соответствуют его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее процесс привыкания детей к новым условиям.
Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста включает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
Список использованной литературы
1. Бабенко А. И. Помочь ребёнку. // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11.- с. 32-34
2. Видра Д. О. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4.- с. 58-64
3. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. - М. Просвещение, 1981.-с. 239
4. Костина В. Л. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.- с. 34
5. Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : Линка-Пресс,2005.- с. 97