МААМ-картинки

Адаптационная программа для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ

Нина Грачева
Адаптационная программа для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ

Программа пребывания для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ

Цель программы: Создание условий для успешной адаптации детей, целостной системы воспитание и образования младших дошкольников от 2 до 3 лет на базе БДОУ города ОМСКА Д/С№ 18 за счёт создания адаптационной группы пребывания для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ.

Задачи программы:

Публикация «Адаптационная программа для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ» размещена в разделах

1. Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей младшего дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

2. Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие, поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка.

3. Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обогащать сенсорный опыт детей.

4. Формировать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость детей. Воспитывать у них доброжелательное отношение к окружающим.

Структура образовательного процесса

1. Встречи с детьми и их родителями 5 раз в неделю начиная с 2 часов.

2. Консультации родителей.

3. Оздоровительные и профилактические мероприятия во время пребывания детей в ДОУ – дыхательная гимнастика.

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

-приветствие;

-занятия (сенсорика, развитие речи, ознакомление с окружающим, изобретательная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, развитие движений) – чередуются;

-индивидуальная работа;

-консультации родителей.

Ожидаемые результаты программы

Успешная и безболезненная адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Активно проявляет интерес к познавательно-речевой и сенсорной деятельности.

Сформированы элементы нравственного поведения: эмоциональная отзывчивость, доброжелательность круг другу.

Сформированы предпосылки к эстетическому восприятию, ребенок активен в выполнении заданий творческого характера.

Повышена педагогическая и психологическая компетентность родителей, воспитывающих детей в домашних условиях.

Установлены партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников. Краткое содержание программы

Многие родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с определёнными трудностями при адаптации ребенка к условиям детского сада. Сущность данной проблемы, прежде всего, состоит в том, что привыкание детей к новы условиям привод к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгое страдание ребенка после того, как родители ушли, слёзы, капризы, агрессия, страхи и т. д.

Возраст ребёнка при поступлении в ДОУ может быть разным: и первый, и второй, и третий год жизни. Однако первое посещение детского сада в любом возрасте является стрессовой ситуацией для малыша. Данный период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности. Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.

С целью введения детей раннего возраста в условия дошкольного образовательного учреждения в нашем детском саду создана группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей и их родителей.

Данная работа направлена на реализацию:

- обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;

- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;

- личностного развития детей раннего возраста;

Пояснительная записка

Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка, учитывает интересы, потребности самих детей, это линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребёнка, использование или не использование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения - это ранний и младший дошкольный возраст от одного года до трёх лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямо хождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется игровая деятельность, игры-подражания представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно- ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.

Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?

Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?

Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизни осуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи подчёркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени, нежели собственную природу.

Все выше изложенное явилось основой для разработки программы группы пребывания детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ по созданию благоприятных условий адаптации к социальному миру детей младшего дошкольного возраста, облегчению вхождения в коллектив сверстников.

Цель: создание условий для успешной адаптации детей, целостной системы воспитания и образования младших дошкольников от 2 до 3 лет на базе БДОУ ДС №18 за счёт создания адаптационной группы пребывания для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей младшего дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

2. Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие, поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка.

3. Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обогащать

сенсорные опыт детей.

4. Формировать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость детей. Воспитывать у них доброжелательное отношение к окружающим.

5. Формировать эстетическое восприятие, пробуждать интерес к музыке, пению, творчеству, поддерживать активность ребенка при выполнении определенного задания.

6. Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.

Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность по реализации программы:

1. Закон Р. Ф. «Об образовании». «От рождения до школы»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.3049-13).

4. Устав БДОУ ДС№18

Бюджетное образовательное учреждение города Омска детский сад №18 .

Материально-техническая база детского сада также способствует благоприятной работе с детьми в группе кратковременного пребывания от 2 до 3 лет по организации педагогического процесса в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям и характеризуется как отвечающая требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений.

Группа имеет отдельное помещение. Комплектование группы кратковременного пребывания детей проводится по возрастному принципу.

Наполняемость группы 12 человек. Прием детей в группу осуществляется на основании заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.

Отношения между БДОУ №18 и родителями регулируется договором, заключенным в уставном порядке.

Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.

Данная работа направлена на реализацию:

- обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;

- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;

- личностного развития детей младшего дошкольного возраста (этическое, эстетическое, речевое, физическое, познавательное развитие ребенка в условиях ДОУ;

- педагогическое просвещение родителей.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:

- развитие речи, ознакомление с окружающим;

- сенсорное развитие;

- изобразительная деятельность (лепка, рисование);

- физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и упражнения, имитации, - пальчиковые игры и игры с язычком (артикуляционная гимнастика)

действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, строительным материалом;

Структура образовательного процесс.

Адаптационная группа детей от 2 до 3 лет функционирует 5 раз в неделю начиная с 2 часов в день с организацией питания и сна. В месяц проводится 22 встречи, которые включают в себя:

1. Приветствие.

2. Непосредственно образовательная деятельность (занятия): познавательные, речевые, изобразительные, музыкальные, физкультурные.

3. Индивидуальная работа

4. Совместная и свободная деятельность (конструирование, наблюдение, дидактические, театрализованные игры, беседа, чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, заучивание наизусть, игры с конструктором, элементарный труд, музыкально-дидактические игры, подвижные игры, формирование навыков самообслуживания, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика).

5. Консультации для родителей.

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

В организации образовательной деятельности введены традиции приветствия и прощания. Традиции являются структурным элементом системы личностно-социального развития дошкольников и направлены на формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развивает навыки эффективного взаимодействия друг с другом. Каждое занятие начинается с игры «Солнышко», где дети вместе с педагогом садятся в круг, берутся за руки и здороваются по очереди друг с другом, называя свое имя, позже - имя и фамилию. Цель приветствия состоит в том, чтобы способствовать психическому и личностному росту ребенка; развитию навыков социального поведения; улучшению эмоционального фона, повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

В непосредственно образовательную деятельность включены пальчиковые и жестовые игры, хороводы, развивающие, подвижные игры и упражнения, творческая работа, физическое развитие.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: обсуждение содержания игры и обрабатывание необходимых жестов, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполнение упражнения вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Не принуждать. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулировать подпевание детей, поощрять успехи.

Для организации творческой деятельности, педагог использует нетрадиционные техники, что позволяет активизировать интерес младших дошкольников к изобразительному искусству.

Примерные игры в адаптационный период.

Игры для налаживания контакта с ребенком Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

—Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

- Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

—Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а. только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

— Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами: —-Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

—Кати мячик/ On! Поймала мячик/

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Публикации по теме:

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптационная программа для детей от 2 до 3 лет, посещающих ДОУ
Опубликовано: 23 сентября 2023 в 09:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД