Кулешова Татьяна Владимировна Борисова
Адаптированная дополнительная общеразвивающая (общеобразовательная) программа «Карусель профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Татьяна Владимировна. Я хотела бы представить вашему вниманию Адаптированная дополнительная общеразвивающая (общеобразовательная) программа «Карусель профессий» в условиях «Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух»
Данная программа посвящена актуальной проблеме развития детей с нарушениями интеллекта. Сегодня перед детскими домами и интернатами где, воспитываются дети, с умственной отсталостью стоит, сложная задача – не просто подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а воспитать социально мобильную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Публикация «Адаптированная дополнительная общеразвивающая (общеобразовательная) программа „Карусель профессий“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Жду ваших комментариев и оценок. С Уважением Татьяна Владимировна!
Министерство социальной политики Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение
Социального обслуживания
«Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»
Адаптированная дополнительная
общеразвивающая (общеобразовательная) программа
«Карусель профессий»
Исполнитель: Т. В. Кулешова
Рецензент: Ю. А. Черкасова
Красноярск 2021г
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что сегодня перед детскими домами и интернатами где, воспитываются дети, с умственной отсталостью стоит, сложная задача – не просто подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а воспитать социально мобильную личность, способную к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В труде умственно отсталых детей формируется мировоззрение, моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Конкретизируется и исправляется нечеткие представления и понятия воспитанников об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. Дети знакомятся с материалами и инструментами, сравнивая их. Создают в воображении будущий результат, что способствует развитию мышления. Получение словесных инструкций помогает умственно отсталому ребенку лучше понимать устную речь.
Уникальность программы определяется тем, что будут использованы современные познавательные и реабилитационные технологии для работы с детьми, с умеренной умственной отсталостью, которые открывают для них новые возможности самореализации. Расширяется круг общения с представителями различных профессиональных групп.
Данная программа представляет собой попытку систематизировать знания и опыт профессиональной ориентационной работы с воспитанниками детского дома. Значимым мероприятием является получение информации о профессиях, которые помогут им пройти успешную социализацию и адаптироваться к самостоятельной жизни в будущем.
Цель программы: Создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умеренной умственной отсталостью в получении навыков самостоятельной жизни через расширение их осведомленности о мире профессий.
Задачи программы:
• Обогащение представлений детей о мире профессий;
• Выявление интересов, склонностей и способностей;
• Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
• Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
• Развития трудовой дисциплины.
Методы и приемы:
Срок реализации 1 учебный год.
Проводиться экскурсии, ролевые игры, презентации, видеоролики, викторины, творческие мастерские, мастер классы, беседы, на которых воспитанники знакомятся с различными профессиями.
К этой работе привлекаются медицинские работники, психолог, социальный педагог, волонтёры, специалисты разных профессий и воспитатель.
Воспитатель формирует у воспитанников ответственность, уважительное отношение к труду других людей, навыки конструктивного общения, умения организовать собственную деятельность и деятельность других людей.
Целевая группа:
Дети 16-18 лет с умеренной степенью умственной отсталости.
Организация занятий:
Занятия проводиться с группой детей 5-6 человек, с периодичностью один раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Учебно – тематический план
№ Наименование разделов Количество часов
1 Вводное занятие, формирование групп
4 часа
2 Пищевая отрасль
4 часа
3 Здравоохранения
4 часа
4 Экстренные службы
4 часа
5 Услуги
4 часа
6 Торговля
4 часа
7 Образование
4 часа
8 Правоохранительные органы
4 часа
9 Аграрная отрасль
4 часа
Календарно - тематическое планирование
Месяц Тема Содержание занятий Кол-во занятий
Сентябрь
1. Введение.
2. Тесты.
3. Формирование группы.
4. Информационная презентация.
1. Беседа.
2. Заполнение тестов.
3. Организационная часть.
4. Видео ролик.
Октябрь
1. Повар.
2. Кондитер.
3. Кулинар. [/b]
4. Кух. работник 1. Экскурсия в столовую.
2. Слайды, уроки тетушки совы.
3. Видео ролик.
4. Экскурсия на кухню.
Ноябрь
1. Терапевт.
2. Санитарка уборщица.
3. Стоматолог
4. Мед. сестра.
1. Экскурсия в мед кабинет.
2. Информация о профессии от специалиста.
3. Информация о профессии от специалиста.
4. Информация о профессии от специалиста.
Декабрь
1. Пожарные.
2. МЧС.
3. Скорая помощь.
4. Военные.
1. Экскурсия в пожарную часть.
2. Презентация.
3. Видео ролики, слайды.
4. Презентация.
Январь
1. Парикмахер.
2. Стилист.
3. Визажист.
4. Маникюр.
Диагностика
1. Экскурсия.
2. Презентация, видео ролик.
3. Видео ролик.
4. Мастер- класс
Февраль
1. Продавец.
2. Товаровед.
3. Кассир.
4. Грузчик.
1. Экскурсия.
2. Презентация.
3. Видео ролик, картинки.
4. Презентация.
Март
1. Учитель.
2. Воспитатель.
3. Психолог.
4. Логопед.
1. Основные понятия. Презентация.
2. Прямая беседа с воспитателем.
3. Информация о профессии от специалиста.
4. Информация о профессии от специалиста.
Апрель
1. Полиция.
2. ДПС.
3. Участковый.
4. Инспектор по делам несовершеннолетних.
1. Беседа, картинки.
2. Видео ролик.
3. Информация о профессии от специалиста.
4. Информация о профессии от специалиста.
Май
1. Дворник.
2. Ландшафтный.
3. Садовник.
4. Овощевод.
Диагностика
1. Презентация.
2. Презентация.
3. Сезонные работы видео ролик.
4. Посадки на огороде.
Предполагаемый результат:
Воспитанник должен знать:
• Виды перечисленных выше профессий.
• Подходящий инвентарь к профессии, если такой имеется.
• Правила поведения в общественных местах.
•
Воспитанник должны уметь:
• Сам рассказать о профессии.
• Пользоваться элементарным инвентарем.
• Через ролевую игру показать, как вести себя в магазине, больнице, парикмахерской, милиции.
Способы проверки результатов
Во время реализации данной программы будет проводиться тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении индивидуальных заданий, применений полученных навыков и знаний.
Наиболее подходящая форма оценки – заполнения теста (Приложение1). Он позволяет справедливо и объективно оценивать знания каждого, сравнивать, сделать соответствующие выводы. В течении реализации программы воспитатель ведет индивидуальное наблюдение.
После проведения теста и подведения итогов будет оформлен уголок профессий, проведена диагностика. Через сайт КГБУ СО Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» будет осуществляться обмен положительного опыта реализации программы.
Материально техническое обеспечение:
Класс, стол, стулья, тематические картинки, мультимедиа, электронный носитель, рабочий инвентарь по разным профессиям, транспорт для выезда на экскурсии.
Содержание программы
Занятие № 1 «Вводное»
Цель: Познакомить воспитанников с программой
Задачи:
-Рассказать о важности программы для воспитанников
-Воспитывать интерес к познаванию различных профессий
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Беседа
3. Физминутка
4. Обьяснение формы работы по программе
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 2 «Тесты, шарады»
Цель: Вызвать интерес через тесты и шарады
Задачи:
-Провести первичный тест по программе
-Развивать представление у детей о множества профессий
-Сформировать значимость наших знаний
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Объяснение выполнения задания
3. Помощь в выполнении задания
4. Физминутка
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 3 «Формирование группы»
Цель: Сплочённость коллектива
Задачи:
-Составление расписания
-Набор группы
-Создать теплую доброжелательную обстановку
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Подведения итогов теста
3. Физминутка
4. Игры на сплоченность
5. Релаксация
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 4 «Информационная презентация»
Цель: Показать значимость программы
Задачи:
-Воспитывать интерес к данной программе
-Развивать сдержанность
-Учить самостоятельности
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Видео ролик
3. Физминутка
4. Обсуждения увиденного
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 5 «Повар»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией повар и его орудия труда
Задачи:
-Рассказать о значимости профессии
-Посетить столовую, оценить работу повара
-Пробуждать положительное отношение к специалистам
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в столовую
3. Техника безопасности на кухне
4. Физминутка
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 6 «Кондитер»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией кондитер
Задачи:
-Определить миссию кондитера
-Познакомить с помощью мультимедиа с творческими новинками в профессии
-Пробуждать положительное отношение к специалистам кондитерского дела
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Д / И «Съедобное не съедобное»
4. Физминутка
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 7 «Кулинар»
Цель: Попытаться найти различие между кондитером и куленаром
Задачи:
-Рассказать о профессии кулинара
-Развивать память, воображение, мышление, внимание
-Найти сходство в профессиях
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Видео презентация
3. Обобщение материала
4. Физминутка
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 8 «Кухонный работник»
Цель: Показать значимость данной профессии на кухне
Задачи:
-Стимулировать и мотивировать интерес к профессии
-Пробуждать положительное отношение к специальности кух. Работника
-Расширять кругозор воспитанников
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия на кухню
3. Физминутка
4. Чистка овощей
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 9 «Терапевт»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией терапевт
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Познакомить с элементарными атрибутами терапевта
-Воспитывать уважение к людям
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в медкабинет
3. Личная встреча с терапевтом
4. Физминутка
5. Знакомство с атрибутикой
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 10 «Санитарка»
Цель: Показать значимость данной профессии
Задачи:
-Пробуждать положительное отношение к данной профессии
-Расширять кругозор воспитанников
-Воспитывать милосердие
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Личная беседа со специалистом
3. Физминутка
4. Практическая деятельность со специалистом
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 11 «Стоматолог»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией стоматолог
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Познакомить с элементами атрибутикой стоматолога
-Воспитывать уважение к людям данной профессии
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в кабинет стоматолога
3. Личная встреча с стоматологом
4. Физминутка
5. Знакомство с атрибутикой
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 12 «Мед. Сестра»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией медсестры
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Познакомить с элементами атрибутикой медсестры
-Воспитывать уважение к людям данной профессии
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в мед. кабинет
3. Личная встреча с мед. сестрой
4. Физминутка
5. Знакомство с атрибутикой
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 13 «Пожарный»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией и её спецификой
Задачи:
-Сформулировать значимость профессии
-Познакомить с мерами безопасности при пожаре
-Воспитывать самостоятельность при пожаре
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в пожарную часть
3. Личная встреча с пожарными
4. Физминутка
5. Знакомство с атрибутикой
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 14 «МЧС»
Цель: Найти разницу между пожарным и спасателем
Задачи:
-Познакомить с профессией
-Знакомство с мерами безопасности
-Воспитывать самостоятельность при необходимости
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Психологический тренинг ситуаций
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 15 «Скорая помощь»
Цель: Знакомить воспитанников определять назначения специального транспорта по внешним признакам.
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда, воспитывать уважения к рабочему человеку
-Расширять кругозор воспитанников
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Игра ситуация «Вызов скорой»
5. Обобщение материала
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 16 «Военный»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией и её спецификой
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Познакомить с формой и техникой
-Вспомнить праздники, связанные с военным делом
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Обобщение материала
5. Военный фильм, прослушивание военных песен
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 17 «Парикмахер»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией
Задачи:
-Формировать значимость профессии
-Прививать культуру труда
-Воспитывать доброжелательность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в парикмахерскую
3. Физминутка
4. Мастер класс специалиста
5. Знакомство с атрибутикой
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 18 «Стилист»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией стилист
Задачи:
-Определить миссию стилиста
-Познакомить с работай данной профессии
-Воспитывать доброе отношение к окружающим
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в салон красоты
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Мастер класс специалиста
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 19 «Визажист»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией визажист
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда
-Воспитывать доброжелательность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в салон красоты
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5 .Мастер класс специалиста
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 20 «Специалист по маникюру»
Цель: Формировать умения и навыки по уходу за собой, своими руками и ногтями.
Задачи:
-Определить миссию специалиста по маникюру
-Познакомить с работай данной профессии
-Воспитывать доброжелательность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в салон красоты
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Мастер класс специалиста
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 21 «Продавец»
Цель: Обогащать представления о профессии, показать важность данной профессии.
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда, воспитывать уважения к рабочему человеку
-Воспитывать самостоятельность при покупке товара
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в супермаркет
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Самостоятельная покупка
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 22 «Товаровед»
Цель: Дать представление о профессии
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда, воспитывать уважения к рабочему человеку
-Воспитывать самостоятельность при выборе товара
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Д / И «В магазине»
5. Обобщение материала
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 23 «Кассир»
Цель: Сформировать представление о содержании деятельности людей современных профессий.
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Знакомить с ответственностью в профессии
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Тест на знания денежных знаков
5. Д / И «Кассир»
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 24 «Грузчик»
Цель: Познакомить детей с профессией грузчика, убедить в необходимости данной профессии в детском доме.
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда, воспитывать уважения к рабочему человеку
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в пищеблок
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Помощь на кухне
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 25 «Учитель»
Цель: Развивать познавательную активность, интерес детей к новой социальной позиции – школьник, развивать речь, внимание, наблюдательность
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Знакомить с ответственностью в профессии
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в школу
3. Релаксация
4. Д / И «Соберемся в школу сами»
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 26 «Воспитатель»
Цель: Найти разницу между учителем и воспитателем
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать уважение к данной профессии
-Расширять кругозор воспитанников
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Мастер класс воспитателя
3. Физминутка
4. Д / И «Зеркало»
5. Обобщение материала
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 27 «Психолог»
Цель: Дать представление о профессии и её особенностях
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать уважение к данной профессии
-Расширять кругозор воспитанников
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Беседа с психологом
3. Релаксация
4. Психологический тренинг
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 28 «Логопед»
Цель: Дать представление о профессии и её особенностях
Задачи:
-Познакомить с логопедом
-Знакомить с ответственностью в профессии
-Воспитывать интерес к профессиям
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия в кабинет логопеда
3. Физминутка
4. Мастер класс специалиста
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 29 «Полицейский»
Цель: Познакомить воспитанников с профессией полицейского
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Знакомить с ответственностью в профессии
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Д / И «Хорошо - плохо»
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 30 «Инспектор ГБДД»
Цель: Дать представление о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Знакомить с ответственностью в профессии
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Выход на улицы города
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 31 «Участковый»
Цель: Дать представление о работе участкового, найти различие между полицейским
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать уважение к данной профессии
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Игра - ситуация
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 32 «Инспектор по ДНЛ»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Знакомить с ответственностью в профессии
-Воспитывать честность, скромность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Игра - ситуация
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 33 «Дворник»
Цель: Вспомнить профессию дворника, убедить в необходимости данной профессии в детском доме
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Развивать чувство ответственности
-Воспитывать трудолюбие
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Экскурсия на хоз. двор
3. Знакомство с атрибутикой
4. Физминутка
5. Уборка территории
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 34 «Ландшафтный»
Цель: Дать представление о работе ландшафтного
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда
-Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Презентация
3. Физминутка
4. Знакомство с атрибутикой
5. Выход на улицы города
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 35 «Садовник»
Цель: Формировать у воспитанников умение ориентироваться в мире профессий
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Прививать культуру труда
-Воспитывать любовь к растениям
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Выход на клумбы
3. Физминутка
4. Посадка рассады цветов
5. Обобщение материала
6. Подведение итогов занятия
Занятие № 36 «Овощевод»
Цель: Формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней
Задачи:
-Сформировать значимость профессии
-Развивать кругозор воспитанников
-Воспитывать ответственность
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Выход на огород
3. Физминутка
4. Посадка различных культур
5. Обобщение материала
6. Подведение итогов занятия
Список литературы
1. «Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.;
2. «Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями» / Под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова. - М., 2002. – 304с. ;
3. Педагогика детей с интелектуальными нарушениями. Хрестоматия. - Красноярск 2012г. «Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В. А. Астафьева»
4. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2007. -384с.
Приложение 1
Проверочный тест
Вопросы Виды ответа (нужное отметить)
1. Как твоё имя?
2. В каком классе ты учишься?
3. Кем бы ты хотел стать?
4. Кто в столовой варит суп? Кондитер, повар, психолог, садовник.
5. Когда поднялась температура кого ты позовешь? Логопед, полицейский, терапевт, грузчик.
6. Рабочиц инструмент парикмахера? Метла, форма для выпечки, половник, щипцы для завивки.
7. Как позвонить в полицию? 05,01,02,03.
8. В яблочном саду работает пожарный? Да, нет.
9. Номер 03 это МЧС? Если нет то кто? Нет, да
10. Кто пользуется жезлом? Участковый, товаровед, инспектор ГБДД, визажист.
11. Инвентарь дворника? Бигуди, кассовый чек, грабли, простой карандаш
12. В магазине разгружает товар? Овощевод, грузчик, военный, стоматолог.
13. Товаровед работает в школе? Если нет, то где? Да, нет
14. Ланшафтник ставит уколы? Если нет, то кто? Нет, да
15. Тебе трудно было отвечать на вопросы? Да, нет
16. Ты узнал что то новое, знакомясь с профессиями? Нет, да
17. Как ты думаешь тебе это пригодиться? Да, нет
18. Здесь можно оставить свои впечатления (рисунок, пожелание и д. р.)