АФК в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью в ДОО в практике работы лекотеки

Светлана Васильченко
АФК в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью в ДОО в практике работы лекотеки

Адаптивная физическая культура (далее АФК) - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе. Методика АФК имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.

Категория детей с ОВЗ чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Реализация психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ

Код ребенка с ОВЗ - Нозология по показаниям территориального ПМПК - Ведущий специалист лекотеки

1 Поражение ЦНС с чертами РАС (Педагог-психолог)

2 ДЦП с нарушением ЦНС (Инструктор по адаптивной физической культуре)

3 Синдром Дауна (Педагог-психолог)

4 Иммунодефицит с сохранным интеллектом (Социальный педагог)

5 ДЦП (Инструктор по адаптивной физической культуре)

6 ДЦП, гидроцефалия (Инструктор по адаптивной физической культуре. Педагог-психолог)

7 Иммунодефицит Брутона (Социальный педагог)

8 ЗРР расстройство РАС (Педагог-психолог)

9 Нарушение интеллекта, ЗРР (Учитель-логопед)

10 Иммунодефицит с сохранным интеллектом (Педагог-психолог)

Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом. Выдвинутый Л. С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., принцип коррекционно-развивающей направленности и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л. В., 1981; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990; и т. д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

• коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, ползании, упражнениях с предметами и др. ;

• коррекция и развитие физической подготовленности;

• коррекция и развитие координационных способностей;

• коррекция и профилактика соматических нарушений;

• профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

• развитие познавательной деятельности;

• формирование личности ребенка.

Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно, опираясь на уровневую теорию организации движения Н. А. Бернштейна. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.

Психомоторика отражает особенности состояния короткого уровня организации движений, затормаживает проявление подкорково-спинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве. При недостаточности теменно-премоторного уровня наблюдается слабость в интеллектуальном, с опорой на память, решение двигательных задач; затруднении автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания деталям движения. Так, в работе с детьми с сохранным интеллектом специально не выделяю упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Игровые сеансы с такими детьми провожу по образовательной программе нашего детского сада «От рождения до школы», раздел «Физическое развитие» которой представлен автором Л. Н. Пензулаевой по 4 возрастным группам. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. В реабилитации умственно отсталых детей выделяют: общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах занятий, и специальные (ходьба, бег, лазание и т. д., которые обычно не относятся к этой группе. Самостоятельно заниматься дети с нарушенным интеллектом не могут. Сеансы строю по общепринятым принципам физкультурного занятия, которое имеет вводную, основную и заключительную часть, но адаптирую материал под силы и возможности каждого ребенка. Физиологическая кривая нагрузки, как правило, одно- или двухвершинная. Количество упражнений на первых сеансах колеблется в пределах 6-7, постепенно увеличивая до 10-15. Дозировка каждого упражнения не превышает 4-5 раз.

Значительное место в работе с детьми с ОВЗ занимает игра. Игровые сеансы с детьми с ОВЗ провожу в занимательной и увлекательной форме. Использую красочный наглядный материал, различные яркие спортивные атрибуты, привлекающие внимание. В работе ориентируюсь на желания детей «здесь и сейчас», учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Формы сеансов с детьми с ОВЗ имеют свою специфику. Считаю целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму игровых сеансов. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени обучаемости. Дети очень любят заниматься в специально оборудованном спортивном зале, где можно создать благоприятную психологическую обстановку. Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают свои двигательные возможности, например, на первых занятиях ходьба на тренажере ограничивалась одной минутой, через несколько занятий доходим до 5-6 минут, и это для таких деток уже очень большое достижение. Игры в сухом бассейне, ходьба по «волшебной дорожке» для профилактики и коррекции плоскостопия, занятия на фитболах и другие интересные методы сочетаются с дыхательными упражнениями, упражнениями на меткость, координацию движений, ловкость, быстроту, гибкость, скоростно-силовые качества. Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех сеансах у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. Важно и нужно использовать звуковые и речевые сопровождения (слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь). Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую следующие принципы:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку согласно его заболеванию.

2. Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности (не навреди, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.

3. Педагогический такт, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

Так же в реабилитации детей использую 2 группы методов: реабилитационно-педагогические и спортивно-педагогические.

К реабилитационно-педагогическим относятся:

компенсация - метод формирования заменителей,

коррекция - метод устранения нарушений,

подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.

Из спортивно-педагогических использую: метод строго регламентированного упражнения, т. е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке в занятиях; игровой метод.

Использование элементов технологии ABA.

Использование в работе с детьми с ОВЗ метода «Безошибочного обучения» (с помощью подсказок).

В своей работе я использую 5 видов подсказок:

1. Физическая подсказка

- полная (когда я полностью руками контролирую руки, позу ребенка,

- на уровне кисти (своей кистью, на уровне кисти ребенка, интенсивность подсказки ниже,

-на уровне локтя (больше детской самостоятельности,

- на уровне плеча (подталкивание плеча ребенка в нужном направлении, интенсивность подсказки минимальна,

- нулевая (ребенок выполняет задание самостоятельно).

2. Указательный жест

В этом виде подсказки я показываю жестом на правильный предмет, объект игры и т. д.

3. Моделирование правильного ответа

В этом виде подсказки я сама показываю ребенку, как выполнять необходимое действие, упражнение, давая образец. В этом виде подсказки существует возможность моделировать педагогу не полное действие, а только его начало: не прыгнуть, а приподняться на носочки, как бы собираясь прыгнуть (при повторении уже знакомого действия, упражнения).

4. Речевая подсказка.

- моделирование правильного речевого ответа (объяснение педагогом того, что должен сделать ребенок,

- напоминание о том, что должен сделать ребенок (помочь ребенку переключиться с одного задания на другое).

5. Визуальная подсказка.

В этом виде подсказки я использую карты-алгоритмы правильного последовательного выполнения физических упражнений, фотоальбомы конкретного ребенка (для него же) с циклом фотографий в определенной последовательности по этапам игрового сеанса (начиная с вводной части игрового сеанса и заканчивая заключительной).

Как показывает практика, использование «Метода безошибочного поведения» оказывает положительное влияние не только на детей без сохранного интеллекта, но и помогает в обучении детей с сохранным интеллектом.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую и метод «Пошагового обучения», когда с помощью подсказок ребенок самостоятельно пошагово выполняет весь алгоритм действия.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую и метод «Одиночного стимула»: физическое поощрение (поглаживание по руке, плечу, голове, словесное (выражения типа «Молодец», «Умница» и др., поощрения в виде игры с любимой игрушкой, занятия любимым видом деятельности или поощрения призом – картинкой, наклейкой, открыткой (последний вид поощрения использую в работе и с детьми с сохранным интеллектом).

На промежуточных этапах обучения в программе АВА ребенок должен приобрести необходимые навыки:

• общения - ребенок должен научиться выражать свои желания доступным для него и для окружающих образом - либо с помощью слов, либо с помощью жестов, либо с помощью карточек. Главное, что бы ребенок мог высказать не только просьбу получить что-то, но и уметь отказываться от того, чего он не хочет приемлемым способом.

• самостоятельности - ребенок должен научиться самостоятельно выполнять самые базисные повседневные действия - использовать мяч для катания, подбрасывания и ловли, бросания, обруч для вращения и др.

• понимания речи - ребенок должен научиться понимать и выполнять простые инструкции, выучить различные понятия, и самое важное - научиться использовать данные навыки в повседневной жизни.

• социальные навыки - ребенок должен научиться спокойно себя вести в обществе, не убегать, и забирать предметы принадлежащие другим людям, спокойно сидеть хотя-бы небольшой промежуток времени, терпеливо ждать, и так далее.

• игровые навыки - ребенок должен научиться самостоятельно заниматься каким-либо видом игр (подвижные, настольные, ролевые, конструкторы, и другие, а так же уметь и позволять другим взрослым либо сверстникам играть вместе с ним.

Программа АВА может:

• включать в себя работу над несколькими навыками одновременно, на протяжении всего периода обучения.

• сосредоточится на обучении одного вида навыков определенный период, и по прошествии времени - поменять направление.

• обучать всего один или два навыка.

Несмотря на то, что кратковременной целью является развитие различных навыков, основной целью обучения является развитие навыков обучения ребенка, и улучшение его уровня жизни.

АВА - это технология анализа поведения. АВА начинается тогда, когда я начинаю отмечать, сколько раз ребенок сел на просьбу, садится он только на мою просьбу или на просьбу любого человека, сядет ли он по моей просьбе только на стул или на любую другую пригодную поверхность, в каких ситуациях он не будет выполнять мою просьбу, сколько времени может сидеть и т. д. Это и есть анализ, на основании которого я могу точно сказать, что и как нужно делать для того, чтобы ребенок всегда мог выполнить просьбу "сядь". Работы Скиннера вытекают из закона thorndike - закона эффекта: поведение, за которым следуют приятные последствия, будет повторяться, а поведение, за которым последуют неприятные последствия или никаких - не повторится.

Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка с ОВЗ способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. И моя задача, как инструктора по адаптивной физкультуре, создать такую благоприятную среду, в которой ребенку с ОВЗ будет комфортно развиваться.

Перспектива:

Использование элементов движения «Special Olympic» (паралимпийские игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, умственной отсталостью).

В 1990 г., с появлением социальной программы «Special Olympic» для людей с умственной отсталостью расширился спектр возможностей заниматься физической культурой и спортом.

«Special Olympic» – самое распространенное спортивное движение такого рода потому, что является доступным, постоянно совершенствующимся и развивающимся: оно предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью разных уровней возможности. Движение «Special Olympic» объединяет 16 видов спорта: баскетбол, бадминтон, боулинг, волейбол, гимнастика, горные лыжи, конькобежный спорт, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, роликовые коньки, футбол, хоккей на полу, большой теннис.

В спорте инвалидов выделяется два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

В рамках второго направления адаптивный спорт выступает средством и методом эффективного здорового отдыха – восстановления и поддержания работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга, отвлечения от отрицательного воздействия улицы. Чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в неделю, специализация в одном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности общедоступна и не является доминирующей в жизни человека с ограниченными возможностями.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения Индивидуальный образовательный маршрут 1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Виды трудностей: 1. Трудности.

Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью) .

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Программа по развитию речи согласно ФГОС. 1 класс для детей с умственной отсталостью Рабочая программа ФГОС «Развитие речи» 1-2 класс Учитель-логопед Лебедева С. В. с. Бея 2017 г Программа коррекционно-развивающей.

Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью Современный ребенок с глубоким умственным отставанием – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими,.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью. 5 класс Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс «Математика» Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО» Здоровье-сберегающие технологии. Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский Дускалиева Динара Куатовна Проблема ухудшения.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
АФК в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью в ДОО в практике работы лекотеки
Опубликовано: 12 марта 2018 в 17:53
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»...
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» с детьми среднего дошкольного возраста. Дошкольное детство – самый...
Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...