Лучший педагог года

Актуальные проблемы логопедической работы с детьми компенсирующих групп с ЗПР

Татьяна Журавлева
Актуальные проблемы логопедической работы с детьми компенсирующих групп с ЗПР

Актуальные проблемы логопедической работы с детьми компенсирующих групп с ОВЗ (ЗПР)

Распространенность речевых нарушений у детей, посещающих группы компенсирующей направленности с ОВЗ (ЗПР, достаточно велика.

Публикация «Актуальные проблемы логопедической работы с детьми компенсирующих групп с ЗПР» размещена в разделах

Работа учителя-логопеда в компенсирующей группе имеет свою специфику. В нашем исследовании принимали участие дети с ЗПР старшего дошкольного возраста (дети старших и подготовительных к школе групп, посещавшие группы компенсирующей направленности в течение пяти лет. Дети в нашем учреждении принимаются в данные группы на два года обучения.

Все дети поступают с отягощенным биологическим анамнезом, часть из них от 20% до 33% детей - с отягощенным социальным анамнезом. У большинства детей наблюдалась резидуальная энцефалопатия (от 72% до 84%). У 100% наблюдались тяжелые нарушения речи. Из них от 16% до 27% наблюдалась моторная и сенсомоторная алалия.

У большинства детей наблюдались нарушения в психическом и соматическом развитии в результате перинатальной патологии: синдром психомоторной расторможенности, нарушения зрения или хронические соматические нарушения. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняли обучение и воспитание этих детей.

Помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движения, общего и орального праксиса, у детей был выявлен ряд особенностей в личностной и психической сфере. Психическая активность детей, поступивших в компенсирующую группу, а также потребность в речевом общении были снижена. Уже во время обследования проявлялась повышенная истощаемость и сниженная работоспособность детей. Иногда наблюдались немотивированные аффективные вспышки, эмоциональная лабильность, негативизм, эхолалии. У нескольких детей наблюдался аутистический спектр, и только у двоих из них - подтвержденный документально.

При первичном обследовании оценка сформированности речевого развития у 100% детей характеризовалась как низкая. Часть детей не понимали обращенную речь, большинство детей не называли общепринятых в обиходе слов с помощью наглядной основы.

Со всеми детьми проводилась индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа всеми специалистами учреждения. Результатом была положительная динамика в речевом развитии у всех детей после первого года обучения. Хотя часть детей, по-прежнему находилась на низком уровне – от 60% до 70% детей. Уже через два года с крайне низким уровнем речевого развития было до 35% детей.

В исследованиях, посвященных вопросу качества диагностических заключений, отмечают разноречивый характер в квалификации нарушений, в том числе и речевых. Из 39 детей, посещавших компенсирующую группу в течение пяти лет, у половины из них не совпало заключение ТПМПК при поступлении, выданное с заключением данных детей при выпуске в школу (при определении образовательного маршрута). Из 19 детей с первичным заключением «ЗПР, ТНР» оказалось 9 детей с СНР, другие 9 детей были направлены в речевые и массовые школы. Из 11 детей с алалией у троих этот диагноз оказался неподтвержденным. Имелись и другие расхождения, которые характеризовались следующим: у двух детей наблюдалось заикание, которое в заключении не было указано.

Ежегодно от 23% до 30% детей при выпуске получают логопедическое заключение - СНР.

В настоящий момент не у всех детей, поступающих в группы компенсирующей направленности, имеются логопедические заключения.

Последующее наблюдение показало, что динамика развития детей в первый год поступления в группу не всегда является прогностической для дальнейшего развития. Детям требуется больше времени для раскрытия своих возможностей. Родители часто просят продлить пребывание детей в компенсирующих группах. Но данные просьбы остаются неудовлетворенными, хотя многие из тех детей, которым требуется продление пребывания в компенсирующих группах, имеют инвалидность, отягощенный соматический и неврологический диагноз.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию психо-речевых функций детей с ОВЗ. К сожалению, этому способствуют как объективные, так и субъективные причины.

1. В первую очередь, эффективность работы как учителя-логопеда, так и всех педагогов зависит от комплектования группы. Неточность поставленных заключений при поступлении детей в учреждение ущемляет права детей на получение качественного образования, осложняет работу специалистов и воспитателей.

2. Количество детей также должно учитываться при формировании компенсирующих групп. Тем более в связи с выходом новой адаптированной программы для детей с ЗПР, рекомендации которой не всегда учитываются на местах. Детям данной категории требуется дифференцированный подход и наиболее эффективной является индивидуальная работа. При большой наполняемости групп это становится затруднительным.

3. Недобросовестность некоторых родителей, которые скрывают уже поставленные заключения своих детей и не предъявляют специалистам необходимые документы, также осложняет работу специалистов группы. Это касается детей с аутистическим спектром, с алалией, заиканием. По словам родителей, они «не хотят осложнять дальнейшую жизнь своим детям».

4. Продолжительность пребывания в компенсирующих группах и время поступления детей в группы имеет важное значение в коррекционно-развивающей работе. Дети могут поступать теперь с учетом работы районных ТПМПК в течение года. Поступление ребенка с отягощенным анамнезом в середине года часто способствует дезорганизации работы группы, так как требуется время и индивидуальное сопровождение такого ребенка в течение всего дня.

5. Поступление детей с разнообразными логопедическими заключениями и разным неврологическим статусом требует от логопеда группы, безусловно, дифференцированного подхода в работе. Но данный вопрос часто доходит до абсурда, когда представляется необходимым написание не только нескольких перспективных и календарных планов коррекционно-развивающей работы, но и разработка нескольких индивидуальных маршрутов для детей по их показаниям. Разработка и написание документов превращается в таких случаях в самоцель.

6. Также большое значение имеет место проведения коррекционных занятий специалистов (учителей логопедов и учителей-дефектологов). Часть раздевалки или часть спальни (как это сейчас стало модно) совсем не подходит для качественного обучения детей с ОВЗ.

Представленные данные касаются ежедневной логопедической работы на полную ставку в каждой группе по годам обучения. На данный момент в связи с изменением ситуации, учитель-логопед вынужден работать на двух группах детей с ЗПР (на одну ставку).

Таким образом, эффективность и результативность в работе учителя-логопеда в двух компенсирующих группах для детей с ОВЗ (ЗПР) снижается, а часто по объективным причинам становится нецелесообразной, требующей дальнейшего рассмотрения данного вопроса.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Перспективный план работы с родителями на 2016–2017 учебный год в старшей логопедической группе Сентябрь. 1. Сбор банка данных по семьям воспитанников «Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата.

Творческие работы на тему «Снеговик». Украшение дошкольных группТворческие работы на тему «Снеговик». Украшение дошкольных групп Привет всем! В нашей садиковской группе подготовка к Новому Году идет полным ходом. Рисуем стенгазеты со снеговиками. Снеговик- символ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные проблемы логопедической работы с детьми компенсирующих групп с ЗПР
Опубликовано: 15 января 2020 в 20:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД