Юлия Дурновцева
Аналитический отчёт за межаттестационный период. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
1.2 Анализ условий
С самого начала работы в ДОУ интересовало художественное направление в реализуемой мною программе, волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие-либо «произведения», не испытывая при этом никаких затруднений. Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем детей возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы, что свидетельствует об отсутствии творчества в работах детей.
Публикация «Аналитический отчёт за межаттестационный период, Часть 4» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Опираясь на психолого-педагогические принципы, выстроила систему работы с детьми по нетрадиционным техникам рисования. При этом основной акцент сделала на использование нетрадиционных способов рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Для работы:
отобрала соответствующий материал;
разработала перспективный план по работе с нетрадиционными техниками рисования;
оформила альбомы: «с репродукциями картин известных художников», «неба», «деревьев», «цветов», «моря и кораблей», «звезды по имени солнце», «поля», «у природы нет плохой погоды», «кто живет в море», «дома бывают разные…», «облака», «транспорт»;
пополнила, совместно с воспитателями, художественные уголки с разными предметами и материалами для рисования (шаблоны, фломастеры, трубочки, гуашь, штампики, поролон, мелки восковые, масляные и флюорисцентные и др.).
Мной были изучены:
Новая авторская программа И. А. Лыковой «Цветные ладошки». В этой программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Все занятия по программе И. А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных техник: например, рисование по мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой.
Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.
Нестандартные приемы рисования, упражнения, игры и разнообразные средства в изобразительном творчестве предложены в пособии Г. Н. Давыдововой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», включающие в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку нитки и многое другое
Раскрывает содержание обучения изобразительной деятельности во всех группах детского сада, пособие Комаровой Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду».
В пособии Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» описывается более 30 нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности.
Методические рекомендации по дополнительному обучению детей художественно-эстетической направленности, которые были изучены, легли в основу перспективного планирования работы по художественному развитию с применением нетрадиционных способов рисования, такими как:
примакивание пальчиками
штампами
ладошками
мыльными пузырями
кляксография
поролоном
способ выдувания
прикладывание пальчиков
печатание листьями
трафареты
рисование губкой, скомканной бумагой
симметричность рисунка
рисование на стекле
фотокопия
рисование восковыми карандашами
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, была необходимость создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому большое внимание было уделено созданию художественного фонда коллекций жанров живописи:
это портрет;
памятники;
сказочно-былинный жанр;
натюрморт;
книжная графика;
пейзаж.
Подготовила репродукции с картин художников, книги для детей об искусстве.
Организовывала детскую продуктивную деятельность, обусловленную с применением современных изобразительных материалов, учитывала характер и качество материалов:
С целью придания спецэффекта и завершенного вида работы, использовала с детьми гель с блестками который легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель. Большое удовольствие детям доставляло украшать наряды Деда Мороза и Снегурочки сверкающими узорами, передавать ледяное мерцание узоров на зимних окнах, придавать привлекательный вид пригласительной открытке или воплощать сказочные элементы волшебного города.
Для передачи мягкости фактуры поверхности предмета в изображении овощей и фруктов, предлагала восковые мелки, оставляющие на бумаге четкие, яркие, тонкие линии.
Старалась раскрыть маленькому начинающему художнику «секреты» акварели и работы с ней: рисование по сырому, вливание краски в краску, размывание позволяющее создавать выразительные образы, но так как материал сложный вводила его аккуратно и дозировано.
В работе с гуашью, которой дети рисовали не только на бумаге, но и на ткани, картоне, помогала осваивать разнообразные приемы рисования: высветливание, наложение более светлой краски на темную и наоборот, рисование мазками, работали в одной цветовой гамме, что позволяло уже в младшем дошкольном возрасте создавать яркие, красочные рисунки.
Все представленные материалы, предлагали неограниченные возможности для воспитания и развития детей, а нетрадиционный подход к выполнению изображения дали толчок развитию детского интеллекта, подталкивали творческую активность ребенка, учили нестандартно мыслить.
Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей, в тесном взаимодействии со специалистами и педагогами ДОУ.
В работе использовались различные формы организации изобразительного процесса:
• рисование, стоя, сидя;
• использование бумаги разной фактуры;
• совмещение различных материалов при создании одного рисунка (краски, восковые мелки, фломастер и т. д.);
• коллективные работы в создании общей композиции;
• рисование на асфальте, песке, снегу.
Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появлялась возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникали новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинал творить.
Особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставляла им как можно больше самого разнообразного материала. В группах детского сада созданы уголоки изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключалась в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединял разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагался рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрывался детьми. В уголках изотворчества хранились и хранятся все, что необходимо для творчества: это инструменты для работы и различный материал, позволяющий ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Анализ продуктивной деятельности детей, проводимый совместно с педагогом – психологом, позволил учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его эмоциональное благополучие. В случае необходимости проводилась профилактика эмоциональных нарушений дошкольников посредством арт – терапии.
Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово (стихи, загадки, придуманные истории, беседы, вопросы я тесно сотрудничала с учителем-логопедом. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия также важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравилось, а во-вторых, позволяло ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности. Дети отмечали, обсуждали понравившиеся образы, элементы, способы изображения, делились впечатлениями, рассказывали о своем рисунке. Анализируя свою работу, ребенок задумывался над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей.
При составлении связных рассказов по картинам, использовала музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них, по содержанию и настроению соответствующие живописному произ-ведению, где можно было пофантазировать и представить, какие события могут последовать за событиями изображенными художником.
В детском саду и в группах регулярно организовывала выставки детских рисунков, в которых прослеживалась динамика их творческого развития.
Подводя итоги, хочется напомнить слова Александры Платоновны Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельностный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания и развития своих способностей».