Папки-передвижки

Ансамбль «Якутяночка». Дополнительная образовательная программа по музыке

Валентина Готовцева
Ансамбль «Якутяночка». Дополнительная образовательная программа по музыке

Управление образования городского округа «город Якутск»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»

___

677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99,

e-mail :detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru

РАБОТА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «Домисольки»

МБДОУ д/с №9 «Якутяночка»

Публикация «Ансамбль „Якутяночка“, Дополнительная образовательная программа по музыке» размещена в разделах

Музыкальный руководитель : Готовцева Валентина Валерьевна

2016-2017г.

г. Якутск

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ

1. По направлению деятельности – эстетическое воспитание

2. По приоритету – личностно-ориентированная

3. По образовательной области - музыка

4. По уровню содержания – базовый

5. По целевой направленности – образовательная

6. По форме реализации – кружковая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности : интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Направленность программы : художественно-эстетическая.

Педагогическая целесообразность программы во всестороннем развитии ребенка.

Цель: Выявление и развитие у детей музыкальных способностей, формирование морального облика и эстетического отношения к жизни и искусству,развитие певческих навыков.

Задачи:

Воспитание эстетического отношения к окружающему, расширяя музыкальные впечатления, приобщать к разным жанрам музыки, испытывать эмоциональный отклик;

Формирование певческого голоса;

Формирование музыкальной и сценической культуры;

Развитие сенсорных способностей – звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический, мелодический и гармонический слух;

Приобщение к разным видам музыкальной деятельности, развивая восприятие, певческий голос в координации со слухом, выразительность;

Формирование самостоятельности и ответственного отношения к выполняемой работе;

Развитие творческих способностей;

Воспитание художественного вкуса, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке;

Знакомство с элементарными музыкальными понятиями;

Обучение игры на детских музыкальных инструментах.

Планируемый результат:

1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.

2. Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, дви-жение мелодии, играть слаженно.

3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.

4. Основаны этические нормы на основе праздников.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта и выступлений на конкурсах.

Методы и приемы направлены на решение задач музыкального воспитания.

Они зависят от того, к какому виду деятельности (восприятию, исполнительству, творчеству) приобщают детей, и выбираются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа рассчитана на лиц, впервые приступивших к изучению основ постановки голоса.

На первом этапе обучения большую роль играет работа с дыханием. Для этого используются различные упражнения на дыхание. Необходимым условием в пении является использование грудобрюшного или диафрагмального дыхания.

На последующих этапах ведется работа над чистотой интонации, над дикцией, артикуляцией, манерой исполнения (воплощение художественного образа).

Совершенствовать музыкальный слух, развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность дает возможность игра на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик.

При исполнении упражнений потребуется концентрация внимания на синхронной работе голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота. Процесс обучения сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений. Упражнения поются в пределах примарного тона, которые ребенок может озвучить с чистой интонацией, не перенапрягая голосовой аппарат – сохраняя свободу челюсти, корня языка, мышц шеи и затылка. Закрепив навыки в примарном диапазоне, следует постепенно расширять певческий диапазон.

Развитие артикуляции и подвижности языка:

Челюсть должна быть свободной, а язык иметь определенную подвижность, в зависимости от задачи по извлечению звуков. Для этого используются артикуляционная гимнастика, проговариваются скороговорки.

Основные требования к работе артикуляционного аппарата – естественность и активность. В работе над освобождением аппарата непременное условие – не заниматься до усталости, так как она может вызвать зажатия – как дыхания, так и артикуляции. Педагог должен обращать внимание на четкое произношение окончаний в словах, это улучшает дикцию.

Важнейший момент начальной постановки голоса – учить речевой аппарат формировать подачу различных по тональной речевой высоте гласных звуков в одинаковой манере, близкой к произношению гласной «А». При формировании звука важна правильная атака звука – посыл дыхания узконаправленной струей к корням верхних зубов.

В упражнениях отрабатывается чистота певческой интонации, правильное звукообразование, детей побуждают вслушиваться в звучание, различать звуки, тем самым совершенствуя музыкальный слух.

В методике разучивания песни особую роль играет первоначальное выразительное исполнение.

Разучивание песен предполагает:

предварительный анализ данной песни педагогом, разработка последовательных заданий;

первоначальное ознакомление детей с данным произведением;

беседы о содержании, характере;

вторичное исполнение, напоминание об особенностях песни;

задание детям – подпевать мелодию или одну из ее легких частей (запев, припев);

коллективное исполнение;

пропевание трудных мест в виде упражнений, наблюдение за правильностью воспроизведения мелодии, исправление неточных интонаций;

задания с учетом степени подготовленности, чтобы все дети были включены в активную деятельность.

В конце года различными приемами проверяется уровень развития навыков восприятия, пения, ритмического движения, музыкальной памяти, творческих импровизаций.

Организация и проведение занятий

Программа вокального кружка «Капельки» предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, два раза в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совер-шенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимо-стью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несиль-ный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвой-ственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использо-вать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапа-зоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они бо-лее самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно стано-вится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно разли-чают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенно-сти развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происхо-дит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голо-са, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыха-ние становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон

- группами (дуэт, трио и т. д)

- тембровыми подгруппами

- при включении в хор солистов

- пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса, нужно соблюдение следующих условий:

• игровой характер занятий и упражнений,

• активная концертная деятельность детей,

• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями му-зыкального материала)

• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа рассчитана на детей в возрасте 5 – 7 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Форма и режим занятий: групповое и индивидуальное обучение.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий: 20 – 30 мин.

Предполагаемые результаты:

дети должны знать –

песенный репертуар;

основы вокального исполнения;

основы сценического искусства;

вокальные упражнения.

Дети должны уметь:

правильно дышать во время пения;

работать над звукообразованием;

выразительно передать в музыке предлагаемый образ.

А также дети приобретут навыки коллективного взаимодействия, повысят уровень музыкальной и сценической культуры.

Формы контроля: участие в творческих и массовых мероприятиях.

Список детей вокального кружка «Домисольки»

Фамилия имя Возраст Группа

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. : 1981

2. Ромакова Л. В. «Школа эстрадного вокала» С-П., М., К. : 2007

3. Тевлина Б. Г. Методика работы с хором М. : 1972

4. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. : изд. «Скрипторий 2003», 2010

Перспективный план

1 год обучения

Сентябрь Прослушивание, кастинг.

(набор детей)

Месяц Тема Содержание занятий

Октябрь Организационное занятие Знакомство с детьми, беседа о работе кружка. Пение с детьми знакомых песен для выявления музыкальных способностей.

Основы музыкальной грамоты Понятие высоты звука. Знакомство с понятием «нотный стан», с записью нот на линейках, длительность звуков.

Постановка голоса Выполнение упражнений на дыхание, пение простейших песенок-попевок для развития звуковысотного слуха, чистой интонации. Использование артикуляционной гимнастики.

Ноябрь Основы музыкальной грамоты Изучение записи нот на нотоносце. Графическая запись простейших песенок-попевок. Знакомство с музыкальными инструментами. Понятие ритм.

Постановка голоса Работа над дыханием, пение попевок-упражнений на чистоту интонации. Пение звуков разных регистров. Работа над звукоизвлечением. Проговаривание песенок-потешек для развития четкой дикции.

Разучивание песенного репертуара Разучивание песен «Якутяночка», «Песенка для мамы» Е. Еремеевой. Дальнейшая работа с произведением над звукообразованием, дыханием, чистотой интонации.

Постановочная и репетиционная работа Применение распевок, упражнений на дыхание перед исполнением. Работа над сценическим движением.

Декабрь Основы музыкальной грамоты Закреплять знания о нотах. Формировать устойчивый ладотональный слух: знакомство с названием ступеней V – III – I.

Постановка голоса Упражнять в чистом пропевании V – III – I ступеней. Учить петь без музыкального сопровождения. Работа над дыханием при помощи различных упражнений. Пение упражнений на различное звуковедение (легато, нонлегато, стакатто).

Разучивание песенного репертуара Работа над точным вступлением, одновременном снятии звучания. Подготовка к выступлению

Постановочная и репетиционная работа Индивидуальная работа с солистом. Игра на ДМИ. Работа над сценическим движением.

Январь Основы музыкальной грамоты Закреплять представления детей о ритме – упражнять в умении точно воспроизводить заданный ритм (прохлопать, сыграть на ДМИ). Развивать гармонический слух: умение определять, сколько сыграно одновременно звуков; петь их с названием ступеней.

Постановка голоса Использование артикуляционной гимнастики, упражнений на дикцию, дыхание, чистоту интонации. Пение несложных песен-попевок с изменением темпа, динамики.

Разучивание песенного репертуара Повторение ранее выученных произведений. Работа над звуковедением, сценическим движением. Разучивание нового музыкального материала.

Февраль Основы музыкальной грамоты Знакомство с тембром. Проверять умение детей самостоятельно определять по графическому изображению ритмического рисунка знакомые песенки – попевки, называть ноты на которых они написаны.

Постановка голоса Добиваться чистого интонирования. Пение упражнений на правильное дыхание. Развитие правильной атаки звука, развитие подвижности голоса и близкой подачи звука. Способствовать расширению диапазона.

Разучивание песенного репертуара Повторение ранее выученных произведений. Разучивание нового музыкального материала.

Постановочная и репетиционная работа Подготовка репертуара к выступлению.

Март Основы музыкальной грамоты Развивать ладотональный слух детей (умение самостоятельно найти и спеть тонику – устойчивый звук). Способствовать творческим проявлениям детей. Закреплять умение графически передавать звуки определенной высоты

Постановка голоса Продолжать работу над дыханием. использовать дыхательные упражнения без звука «Вдох и выдох» и т. д., звуковые дыхательные упражнения. Закреплять правильное положение рта при пропевании гласных. Работать над интонацией.

Постановочная и репетиционная работа Подготовка к детскому Международному фестивалю «Бриллиантовые нотки». Подготовка репертуара к выступлению.

Апрель Основы муз. грамоты Развивать у детей музыкальный слух, умение чисто пропевать заданный интервал используя игровые приемы, образное сравнение. Развивать гармонический слух: умение определять, сколько звуков сыграно одновременно: петь их с названием ступеней.

Постановочная и репетиционная работа Повторение ранее выученных произведений. подготовка репертуара к выступлениям.

Май Постановка голоса Закрепление упражнений на дыхание, звуковедение, интонацию. Артикуляционная гимнастика, тренировка речевого аппарата, работа над дикцией

Репетиционная работа Работа над ранее выученными произведениями: выразительность, артистичность.

Прикреплённые файлы:

muzyk-rukovoditel_r3dgk.pptx | 5085,42 Кб
 
Публикации по теме:

«Весёлые ступеньки». Дополнительная образовательная программа по развитию логического мышления«Весёлые ступеньки». Дополнительная образовательная программа по развитию логического мышления Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления.

Авторская дополнительная образовательная программа «Фантазёры» по аппликации из волокнистых материалов Авторская дополнительная образовательная программа «Фантазёры» по аппликации из волокнистых материалов. Автор программы: Кондрашова Светлана.

Дополнительная образовательная программа «Царство малыша» В настоящее время родители и педагоги все чаще задумываются над вопросом о том, как организовать жизнь ребенка так, чтобы уже в раннем.

Дополнительная образовательная программа фотокружка «Мир глазами ребенка» Пояснительная записка. Что такое фотография? Однозначного определения не существует. Можно сформулировать это примерно так - преобразование.

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Дополнительная образовательная программа «Очумелые Ручки» Цель программы: развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. Задачи.

Дополнительная образовательная программа «Юный художник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход» Возраст детей: 3–4 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК» Возраст детей: 3 – 4 года Срок реализации:.

Дополнительная образовательная программа «Задоринки» хореографической студии «Веселинки» Паспорт программы 1. Название Программа хореографической студии «Веселинки»- «Задоринки» 2. Сроки 2 года 3. Цели и задачи программы Цель.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Спортивная карусель» Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ансамбль «Якутяночка». Дополнительная образовательная программа по музыке
Опубликовано: 30 марта 2017 в 17:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД