МААМ-картинки

АПО «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий»

Антонина Калачева
АПО «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий»

Раздел I. Информация об опыте

1.1. Условия возникновения и становления опыта

Автор опыта на протяжении 37 лет работает воспитателем в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области».

Детский сад находится в микрорайоне машиностроительного завода. Большинство родителей (80%) работают в производственной сфере, а это означает, что взрослые не всегда могут уделить должное внимание своим детям. Дети больше времени проводят в детском саду, чем дома.

Публикация «АПО „Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий“» размещена в разделах

Педагог реализует основную образовательную программу МАДОУ, разработанную в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО были пересмотрены подходы к организации обучения детей, но познавательное развитие дошкольников остается одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка, в том числе – развитие воображения и творческой активности.

Результаты педагогического наблюдения за воспитанниками в организованной совместной и самостоятельной детской деятельности показали, что ответы воспитанников часто не отличаются оригинальностью, поверхностны, шаблонны; случаи проявления нестандартного мышления и стремления дойти до сути единичны; умения в обычных явлениях, привычных вещах находить нестандартное все реже проявляются у современных дошкольников, а именно фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия; практически не применяют предметы-заместители, как игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы; дети не контролируют свое эмоциональное состояние по отношению к сверстникам и взрослым.

Научный поиск эффективных средств познавательного развития творческой активности дошкольников именно через применение игровых развивающих технологий представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

В начале работы по теме опыта на основе педагогических наблюдений педагогом была проведена педагогическая диагностика (Афонькиной Ю. А.) с целью выявления индивидуальных особенностей уровня сформированности творческой активности детей дошкольного возраста, с учетом возрастных и психологических особенностей детей (Приложение №1). Для этого так же была использована методика О. Дьяченко и Н. Вераксы, «Дорисовывание фигур», «Закончи рисунок» (Приложение №2). Методика направлена на определение уровня развития воображения, креативных (творческих) способностей, умение создавать оригинальные образы.

В результате диагностирования детей было выявлено, что данные качества не сформированы у 57% детей, в процессе формирования у 22%, сформированы качества – у 21% детей (Приложение №1). У детей наблюдалось отсутствие инициативы, самостоятельности, изобретательности, оригинальности исполнения, присутствовала шаблонность ответов. Ответы детей не отличались разнообразием.

Автором был сделан вывод о необходимости создания организационно-методических условий, которые предполагают стимулирование развития воображения и творческой активности дошкольников через применение различных игровых развивающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО.

1.2. Актуальность опыта

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Возникает потребность в формировании творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, с творческим подходом решать новые жизненные проблемы. Исходя из особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста, можно сказать, что особую важность и актуальность имеет развитие воображения и творческой активности.

Развитие творческой активности у ребенка дошкольного возраста имеет большое значение при формировании предпосылок учебной деятельности. Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Дошкольный возраст в настоящее время рассматривается как самоценный период в жизни человека, особо важный для дальнейшего развития личности. Он имеет много своих особенностей и, не понимая возрастных закономерностей ребёнка-дошкольника, можно превысить или занизить уровень их возможностей, что одинаково вредно для их развития.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач. Они могут отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным им способом.

Современная педагогическая наука предлагает вариативный подход в образовании, обеспечивающий условия для развития индивидуальных способностей детей. Эффективным средством достижения поставленной цели является использование различных видов игровых развивающих технологий. При использовании игровых развивающих технологий развитие воображения и творческой активности ребёнка происходит ненавязчиво, незаметно для него самого и в интересной, доступной для его возраста форме.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность должна строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование различных видов игровых развивающих технологий.

Наряду с этим, в ходе педагогической деятельности выявлены следующие противоречия:

• между необходимостью интеллектуально и творчески развивать детей и реально существующей опасностью появления у взрослых стремления к искусственной акселерации при условии отсутствия системы работы;

• между необходимостью творческого подхода к любой деятельности и тяготению к шаблонному мышлению;

• между возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню развития интеллектуальных и творческих способностей детей, и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов развития воображения и творческой активности.

1.3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития воображения и творческой активности детей дошкольного возраста через применение различных игровых развивающих технологий.

1.4 Длительность работы над опытом

Работа над этой темой проводилась с сентября 2015 года по май 2018 года, в течение трех лет и была разделена на несколько этапов:

I этап (Аналитико-диагностический): средняя группа - сентябрь – ноябрь 2015 года. Цель: возникновение идеи опыта, определение целей и задач, изучение и анализ теоретического и диагностического материала по теме, выбор методов и приемов, проведение предварительной диагностики.

II этап (Практический): с декабря 2015 года по март 2018 года. Цель: внедрение в педагогический процесс системы работы по развитию творческой активности дошкольников, выявление механизмов действия различных видов игровых развивающих технологий и апробирование их на практике.

III этап (Аналитико-обобщающий): подготовительная группа - апрель – май 2018 года. Цель: проведение итоговой диагностики, обобщение материала.

1.5 Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию воображения и творческой активности посредством включения игровых развивающих технологий (развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, головоломки Я. И. Перельмана и др.) в ходе организованной образовательной, игровой деятельности, режимных моментов, развлечений, досугов, во взаимодействии педагога с семьями воспитанников.

1.6 Теоретическая база опыта

Способность к воображению и творчеству не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют определенные этапы развития воображения. Были изучены взгляды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.

Многие ведущие отечественные психологи, такие, как Выготский Л. С., Венгер А. Л., Занков Л. В., Зак А. З., изучали вопрос трудностей обучения в начальной школе. Ими было доказано, что наибольшие трудности при обучении в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков. Сложнее приходится тем, кто проявляет творческую и интеллектуальную пассивность, у кого отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. Педагоги с сожалением констатируют, что большая часть будущих школьников не умеет выделять главное, планировать, видеть скрытый смысл текста, решать творческие задачи. Именно поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать воображение и творческую активность в дошкольном возрасте, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В данной работе применяются такие понятия, как воображение, творческая активность, различные виды игровых технологий.

Существует целый арсенал средств активизации познавательной деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность.

Педагог и психолог, известный популяризатор науки Я. И. Перельман писал: «Занимательность – главное средство, помогающее сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нём процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности». По мнению ученого, сущность занимательности состоит в новизне, необычности, неожиданности. Занимательные материалы, специально созданы для умственного развития и требуют для своего решения догадливости, сообразительности. В задании занимательного характера обязательно содержится проблема, которую предстоит решить.

Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Творческие игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление, эмоционально захватывают.

Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, развивается воображение, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Благодаря играм занимательного характера, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Творческая активность предполагает стремление ребенка к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Задача по развитию творческой активности детей до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины», как ее в свое время называл В. А. Сухомлинский.

Под творческой активностью детей дошкольного возраста понимается стремление ребенка к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя, в создании новых форм поведения, в освоении культуры, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

В нашем понимании, творческая активность дошкольника – это ценностное личностно-деятельное образование, которое представляет собой совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного. Выражается в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое с помощью познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения ребенка.

1.7. Новизна опыта

Новизна данного опыта состоит в использовании игровых развивающих технологий, направленных на развитие воображения и творческой активности дошкольников в ходе обучения их самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.

1.8. Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений любого вида, педагогами дополнительного образования, родителями в условиях семьи с детьми от 4 до 7 лет. Для внедрения системы работы не требуется специального оборудования, подойдут иллюстрации из печатных изданий, поощряется использование разнообразных игрушек, безопасных предметов обихода, доступных детям. Главный аспект - желание взрослого интеллектуально развивать дошкольника в игре, помогать ему реализовывать и совершенствовать свои творческие способности и искать варианты решений.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических.

НОД «Заяц-музыкант в гостях у ребят» с использованием игровых и развивающих технологий Цель: уточнить назначение музыкальных инструментов. Задачи: - образовательные: формирование словаря (существительные – дудочка, бубен, колокольчик,.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях разновозрастной группы детей с ТНР» Проблема: Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны,.

Развитие познавательно-исследовательской активности посредством использования современных образовательных технологий На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования «Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования В современном обществе происходят перемены, затрагивающие и систему образования, которая находится на этапе модернизации. Система дошкольного.

Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе экологического воспитания Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание детей посредством познавательно – исследовательской деятельности. Выполнила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
АПО «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 12:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД