МААМ-картинки

Развитие познавательно-исследовательской активности посредством использования современных образовательных технологий

Людмила Скришевская
Развитие познавательно-исследовательской активности посредством использования современных образовательных технологий

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности. В дошкольном образовательном учреждении весь образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.). В современной науке все больше распространяется идея о саморазвитии, в которой активность человека приобретает основополагающее значение. Потребность активного отношения к миру служит потенциалом движущих сил развития ребенка. Развитие - это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль, которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Исходя из этого, условием развития ребенка является использование педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и п о с т оя н н о м е н я ю щ и хс я п о з н а в ат е л ь н ы х и н т е р е с о в д е т е й. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности посредством использования современных образовательных технологий» размещена в разделах

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ. Ценность педагогической технологии в том, что она: - конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников; - создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Существуют несколько педагогических технологий : Технология «ТРИЗ» Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть

хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические

упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь. Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. Наша главная задача - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий. - технология проектной деятельности Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности в различных

формах. Технология исследовательской деятельности Д л я и с с л е д о в а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и м о г у т б ы т ь использованы доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования: 1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений. 2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений. 3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). 4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему). Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. -информационно-коммуникативные технологии В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенкадошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др. Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной. Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные

презентации; технологии, в которых используются информационнообучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы. Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть

использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста. В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе? Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психологопедагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий : • мотивационный • ориентационно-целевой • содержательно-операционный

• ценностно-волевой • оценочный С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ : • Необходимость объяснения родителям важности игры • Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий) • Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, снисхождения. Таким образом можно сделать вывод, что развитие познавательно-исследовательской активности будет лучше усваиваться детьми и проявляться интерес будет лучше, если мы педагоги будем активно использовать современные образовательные технологии, чтобы ребенок мог социализироваться в окружающем современном мире, быть успешным человеком, быть творческой личностью, овладевать коммуникативными навыками, уметь прогнозировать свою собственную позицию.

Эти поддерживающей игру • Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного современные технологии ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством использования здоровьесбрегающих технологий «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их.

Презентация «Использование современных образовательных технологий» Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт»Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка» СЛАЙД 2. В каждом маленьком ребенке- И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он скакать и прыгать,.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством.

Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ В формировании и развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста, познавательно-исследовательская активность играет важную.

Роль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольниковРоль современных образовательных технологий в развитии познавательно-речевой сферы дошкольников Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе является организация воспитательно-образовательного процесса, направленного.

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологийРазвитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий Введение В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской активности посредством использования современных образовательных технологий
Опубликовано: 19 июня 2019 в 20:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД