Виктория Пегасова
Арт-терапевтическая техника «Скажи-ка, как тебя зовут»
▼ Скачать + Заказать документы
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «СКАЖИ-КА, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»
В центре внимания этой техники — феномены идентичности, идентификации, самоидентификации, самопринятия. Данное занятие имеет диагностический потенциал, является многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт-терапевтических сессий, направленных на самопознание клиента и систематическую работу с его определенной проблемой.
Методика может быть использована как для индивидуальных занятий, так и для работы в группе (до 15 человек).
Публикация «Арт-терапевтическая техника „Скажи-ка, как тебя зовут“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ
— исследование личностной идентичности;
— содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
— расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;
— содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа Я, самопринятия.
МАТЕРИАЛЫ
Белая бумага формата А4, разноцветные материалы различной фактуры и плотности (картон, целлофан, фольга, «жатая» бумага и т. п., цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, клей, скотч, нитки, тесьма, лоскутки ткани разных цветов и размеров, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.
Этапы выполнения
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Настрой.
Упражнение «Зеркало»
Участникам предлагается в течение 2–3 минут походить по кабинету, выбрать наиболее комфортное для себя пространство.
Затем происходит работа в парах с поочередным обменом ролями: ведущий — ведомый. Тема: воображаемый рисунок имени. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, являясь его зеркальным отражением, повторяет все движения. Важно постараться воспроизвести не только движения партнера, но и его чувства, перемены настроения.
Далее каждому участнику предлагается индивидуально выполнить следующее.
Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.
Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буквами разного размера. Подумайте, изменился ли образ имени. Какие чувства это у вас вызывает?
Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте себе ведро с масляной краской (какого она цвета). Напишите свое имя, используя как можно больше пространства от пола до потолка.
Закройте глаза и представьте наиболее приятный образ своего имени, из возникших у вас, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Вспомните, как часто и кто из окружающих людей вас так называет.
Изобразите свое имя на листе бумаги.
ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Используя разнообразные материалы, создайте бумажную или тряпичную куклу с вашим именем и похожую на вас.
Когда кукла будет готова, закрепите ее на пальце, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Запомните, пожалуйста, свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле, а также ее ответную реплику.
Задайте кукле вопрос: «Как тебя зовут теперь?»
Придумайте историю от лица своей куклы, которую вы хотели бы рассказать другим. Озаглавьте ваш рассказ.
ЭТАП ВЕРБАЛИЗАЦИИ И КУКОЛЬНОЙ
ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Участникам предлагается занять места в круге. «Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека» (К. Фопель).
Куклы по очереди рассказывают и/или показывают свою историю, используя приемы кукольного театра. Остальные куклы могут задавать вопросы.
Вербальное выражение переживаний, как известно, связано с катарсисом. Это самотерапевтический процесс, который приводит к эмоциональной разрядке и удовлетворяет потребность человека на какое-то время оказаться в центре внимания.
Рассказ от имени самодельной куклы — своеобразный аналог нестандартизированного интервью. Куклу расспрашивают деликатно, помогая проявиться собственным человеческим качествам автора.
Не менее значимо невербальное поведение кукловода. Оно обусловлено импульсами подсознания, которые невозможно подделать. Нередко самая важная информация передается именно через невербальный канал общения.
В итоге у психолога складывается понимание общей ситуации в группе, он узнает о субъективных проблемах участников.
ЭТАП РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА
Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали в работе с образом своего имени и кукольным образом. Если имена некоторых кукол не совпадают с авторскими, важно обсудить возможные причины подобных перемен.
ЭТАП КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ
В МАЛЫХ ГРУППАХ
Участники объединяются в группы по 3–4 человека.
На этом этапе проблемы, переживания каждого участника интуитивно осознаются группой. Поэтому приоритетная задача — оказать друг другу психологическую поддержку.
Приведу два способа взаимодействия участников на данном этапе.
1) Участник с помощью группы вносит изменения в облик своей куклы. В ее характеристику добавляют различные качества: доброту, красоту, ум, отзывчивость, гуманность, успешность и др. Улучшают, при необходимости, внешний вид. Когда обновленная куколка готова, автор надевает ее на палец и вдувает в нее жизнь, произнося слова: «Куколка, живи».
2) Участники рассказывают друг другу терапевтические истории (идея предложена
Д. Бретт). Один рассказывает о каком-либо неприятном событии, два других придумывают для первого терапевтическую историю, которая помогает ему по-иному взглянуть на проблему и, возможно, изменить свое отношение к ней.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Безусловно, на данном занятии неприемлемы взаимные дарения персонифицированных кукол.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
1. Занятие можно завершить популярным в гештальт-терапии приемом. Каждому участнику предлагается написать нерабочей рукой письмо к Волшебнику с самой сокровенной просьбой. А затем рабочей рукой написать ответ самому себе от имени Волшебника. Понятно, что ни вопрос, ни ответ далее не обсуждаются. Данный прием основан на механизме символического удовлетворения, что позволяет уменьшить у участников эмоциональное напряжение, связанное с негативными переживаниями.
2. Участникам предлагается еще раз проанализировать свои выявленные противоречия и изобразить на листе бумаги качества (характеристики, от которых им хотелось бы избавиться, а также те, которые хотелось бы приобрести. Затем часть рисунка с образом ненужных, «плохих» качеств уничтожается. Можно использовать ритуальный прием сжигания.
Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время (от недели до 1,5 месяцев) психолог отправляет каждому участнику занятия как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изменения, личностный рост.