Марина Комолова
Конспект познавательно — исследовательской деятельности «Волшебные превращения соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
познавательно - исследовательской деятельности
«Волшебные превращения соли»
Воспитатель: Комолова Марина Витальевна
1 квалифицированная категория
Тема: «Волшебные превращения соли»
Цель: развивать интерес детей старшего возраста к исследовательской деятельности с помощью экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно — исследовательской деятельности „Волшебные превращения соли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• Поддерживать интерес к экспериментированию детей с неживой природой.
• Обогащать и расширять представления детей о соли, о её свойствах.
• Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, свободу поведения: проявлять разумную осторожность, выполнять правила поведения, коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и взрослыми, стремление ответственно выполнять порученное дело.
• Развивать умение подбирать слова - прилагательные, существительные, обозначающие качество, значение предмета.
Доминирующая образовательная область: познавательная, социально – коммуникативная, речевая.
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально – коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопрос-ответ, игровой метод, наглядность, самостоятельная деятельность детей, рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Возрастная категория детей: 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Материал и оборудование: на полке предметы, сделанные из соли, соленого теста: вазы, украшенные солью; солонки деревянные и современные пластиковые; веточки, обрамленные солью; соль разного вида - крупная, мелкая, каменная, цветная; банка с засоленными овощами, капустой; некоторые опыты, выполненные с солью - «кристаллы», соленый раствор; стол круглый с установленным посередине волчком со стрелкой,4 схемы опытов, перевернуты обратной стороной вверх с номерами; доска с картинками «Добыча и применение соли в быту», стикеры цветные; сооруженная постройка из мягких модулей, накрытых серебристой тканью под стены солевой комнаты со скамеечками для детей, увлажнителем воздуха, безопасной электрической свечей; магнитофон для музыкального сопровождения.
Для самостоятельной деятельности детей (опытов): фартуки, картинка с правилами поведения во время проведения опытов, 4 круглых столика с номерами, как на схемах; на каждом столе соль в больших емкостях, пластиковые ложки, стаканы; бутылки (емкость 0,35л.) с теплой водой; дополнительно лежат предметы в соответствии с номером опыта:
1. «Рисование солью»- кисти, клей, картон цветной,
2. «Выращивание кристаллов»- палочки (китайские, цветные шерстяные нити,
3. «Плавающее яйцо» - 2 куриных яйца (для удобства вареные)
4. «Исследование свойств соли»- лупы, тарелочки
Для совместной деятельности педагога с детьми: схема «Радуга в стакане»- растолченный до порошка школьный мел 4 цветов, прозрачный стакан с заранее выполненным опытом, 1 такой же пустой, тарелочки на каждого ребенка для перемешивания соли с мелом.
Предварительная работа: экспериментирование с предметами неживой природы в экспериментально-исследовательском комплексе «Почемучка», реализация мини-проекта «Волшебница-соль», приготовление соленого теста, лепка из теста: «Плюшки и сушки», «Соленая композиция», атрибуты к игре «Кафе», «Магазин», посещение детьми солевой комнаты, изготовление интерактивной папки «Волшебница-соль», использование папки в самостоятельной деятельности
Критерии оценки деятельности детей:
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
4. Эмоциональность
5. Открытость.
Ход:
Оргмомент: звучит былинная музыка
Дети, разглядывают полки с предметами из соли, столики с заранее подготовленными предметами, солевую комнату.
Воспитатель[/i]: рассказывает «Легенду о соли»
«У Царя было три дочери. Однажды он поинтересовался, как сильно они его любят. Старшая дочь сказала, что любит его как небо. Средняя дочь - как золото. А младшая – как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал ее из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда отец понял, насколько сильно любит его дочь.»
Дети[/i]: высказывают свое мнение об услышанном, что давным-давно соль была дороже всего, дороже золота. (Царь подумал, что дочь пошутила над ним, а когда все остались без соли, но с золотом, он понял, как можно любить соль.)
Воспитатель[/i]: дополняет рассказы детей о том, что раньше люди воевали из-за соли, а в наше время соль является дешевым продуктом, лежит на полках магазинов - ее любой желающий может купить столько, сколько хочет.
[i]Дети[/i]: Мы как будто попали в соленое королевство (в музей соли, лабораторию соли).
Воспитатель[/i]: вы действительно попали в королевство соли, можете увидеть волшебные превращения соли, пополнить полочки соленого королевства своими опытами и работами.
-Для начала обратите внимание на правила поведения во время работы с солью (дети, используя картинку-схему, одевают фартуки, повторяют правила: не трогать пальцами глаза, беречь свои руки, если разлил или рассыпал - убери).
-Подсказкой вам будут схемы с номером, которые выберем с помощью волчка. Номер указывает стол, где вы будете работать парами.
(дети встают парами вокруг стола, в центре стола - волчок со стрелкой, по краям стола разложены схемы опытов. По очереди крутят волчок, выбирают схему с номером, воспитатель говорит название опыта - дети ищут стол с таким же номером и предметами для опытов, самостоятельно по схеме проводят опыты:
Исследование свойств соли с помощью лупы, воды;
Выращивание кристаллов;
Плавающее яйцо;
Рисование солью на цветном картоне с помощью клея;)
Дети сообщают о результатах работы:
1. соль, похожа на снег - белая, без запаха, сыпучая, как песок, состоит из кристаллов, при нажатии хрустит, как снег в мороз; растворяется в воде, вода ничем не пахнет, становится соленой.
2. кристаллы сразу не вырастают, надо подождать, понаблюдать, через сколько дней они появятся. Для этого в таблице написали цифры.
3. яйцо не всплывет, если будет мало соли. Очень соленая вода держит предметы, выталкивает их наверх.
4. с помощью соли и клея можно рисовать, лучше приклеивается мелкая соль.
Дети: Скоро Н/Г, все будут готовить к нему игрушки, украшения, подарки. А можно сделать что-нибудь из соли?
Воспитатель: все вместе мы сделаем красивый и интересный опыт
«Радуга в стакане».
(На столе вместо волчка стоят тарелочки с солью и растолченными мелками, схема – подсказка - смешать соль с мелком, высыпать в прозрачный стакан поочередно каждый цвет).
Дети могут работать в паре: один высыпает мелок в соль, второй- перемешивает ложкой. Воспитатель помогает перемешивать, ссыпать в прозрачный стакан по очереди, следит за ходом выполнения.
Дети: высказывают свое впечатление, восторг
- как красиво, какой цвет получился удачнее, соль можно покрасить.
- цвета идут полосками, как в радуге, поэтому называется «радуга»
Воспитатель: Для чего можно использовать опыт «радугу в стакане»?
Дети: поставить на полочку, как украшение, подарить друзьям на праздник, на Д/Р, а можно использовать как красивую подставку для свечи.
Воспитатель: Предлагаю дома повторить этот опыт со своими родителями.
Рефлексия: в нашем волшебном королевстве соли есть солевая комната и своим завораживающим видом она нас влечет к себе.
Все проходят в комнату, рассаживаются на пуфики, скамеечки, дети говорят, для чего она нужна:
Дети: Ездили с мамой отдыхать в санаторий, там была солевая комната, туда ходили для того, чтобы не болело горло, не было насморка, меньше кашляли.
Воспитатель: включает свечу (для безопасности электрическую, передает свечу по кругу- у кого свеча тот говорит все, что знает о соли.
-если зажечь настоящую свечу - она быстро сгорает, а если края свечи посыпать солью, тогда она не растекается, дольше горит.
Дети:
-солью солят пищу, а чтобы рыба и сало дольше хранились, их солят сильнее.
-когда запасают овощи на зиму, их солят в банках, ведрах, в больших кастрюлях.
- солью чистят грязную посуду.
-солью посыпают ледяные дорожки, чтобы не было скользко, не было аварии на дороге, не падали люди.
- можно сделать солевую повязку на ушибленное место, пройдет боль, спадет отек.
-когда болеешь, соленой водой можно промывать нос, полоскать горло.
-кожа становиться гладкой, от соли крепче ногти.
-от простой соли растения погибнут, а есть соль в удобрении, от нее растения лучше растут.
-хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Воспитатель: Как можно назвать соль? какими словами? (продолжает передавать свечу)
Дети: помошница, подручница, золотая, всемогущая, драгоценная, волшебная, волшебница, лечебная, удивительная, необыкновенная, чистящая и т. д.
Воспитатель: Хочется узнать, какой опыт вам понравился больше всех - возьмите цветные полоски - стикеры и наклейте на ту схему опыта, который вам понравился больше других.