Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [щ].

1. "Трубочка".

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

2. "Окошечко".

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. "Блинчик".

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. "Вкусное варенье".

Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.

6. "Парус".

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. "Загони мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

8. "Фокус".

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [щ].

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко). Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

• Произносить отрывисто и энергично звук [щ] [щ] [щ]…

• Произносить долго, протяжно [щщщ]…

Характеристика звука [щ]: согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук».

Взрослый произносит звуки. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ].

Щ, ж, ш, щ, а, м, ж, р, щ, щ, с, щ, з, ж, с, г, щ, р, ш, ж, с, л, р, щ…

Игра «Поймай звук».

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ].

Ча, жа, ша, ща, жо, со, зы, щу, са, ру, жи, су, шу, що, шо, ра, ща, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ]).

А) ща- ща- ща, що- що- що, щу- щу- щу, щи- щи- щи, ще- ще- ще.

Б) ща- що, щу- ща, що- щи, що- щу, ща- щи, щу- ща, що- щи, щи- ща, щу- що, щи- що, ща- щу, що- ща.

В) ща- ща- що. ща- що- ща.

що- щу- що. що- що- щу.

щу- ща- ща. щу- ща- щу.

що- ща- ща. ща- ща- що.

щу- що- щу. ща- що- що.

ща- щу- щу.

Г) ща- що- щу. щу- ща- щи.

що- щу- ща. щу- що- ща.

щу- ща- що.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ]).

А) ащ- ащ- ащ. Ищ- ыщ- ыщ.

Ищ- ищ- ищ. Ящ- ящ- ящ.

Ощ- ощ- ощ. Ищ- ищ- ищ.

Ущ- ущ- ущ.

Б) ащ- ощ. Ящ- ыщ.

Ащ- ищ. Ущ- ыщ.

Ащ- ущ. Ущ- ящ.

Ащ- ящ. Ущ- ищ.

Ащ- ыщ. Ищ- ыщ.

Ощ- ущ. Ищ- ящ.

Ощ- ищ. Ищ- ущ.

Ощ- ящ. Ищ- ощ.

Ощ- ыщ.

В) ащ- ащ- ощ. Ыщ- ыщ- ощ.

Ощ- ащ- ощ. Ящ- ущ- ущ.

Ищ- ущ- ищ. Ищ- ищ- ащ.

Ущ- ищ- ищ.

Г) ащ- ищ- ощ. Ущ- ащ- ощ.

Ощ- ищ- ащ. Ащ- ущ- ощ.

Ищ- ащ- ощ. Ощ- ущ- ащ.

Ощ- ащ- ищ. Ащ- ощ- ищ.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ]).

1. Щит, щипцы, щавель, щетка, щеки, щука, щенок, щегол, щепка, щупальцы, щуриться, щебень, щекотать, щи, щелчок, щепать, щетка, щетка,

2. Ящик, клещи, овощи, роща, площадь, пища, обещать, угощать, обращать, еще, сгущенка, ищут, тащу, чищу, блещут, вещи, пищит, лещи, трещина, кипящий, дымящий, говорящий, смотрящий, летающий, защита, будущий, Кощей, прищепка, пищера, угощенье, туловище, будущее, пищит.

3. Помощь, лещ, плащ, овощ, клещ, борщ, товарищ.

4. Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий, банщик, пильщик, ныряльщик, мойщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Игра «Посчитай».

Посчитать от 1 до 10 и обратно со словами овощ, щепка.

Игра «Профессии».

Образовать существительное, обозначающее профессию.

Стеклить- стекольщик.

фехтовать. экскаватор.

точить. барабан.

чистить. сварка.

носит. уголь.

камень. часы.

Игра «Огромные предметы»

Образуйте существительное с увеличенным значением.

нос- носище.

сила. дом.

кот. волк.

зубы. рука.

глаза. усы.

сапог. медведь.

нога. голова.

Словосочетания.

Хищная щука.

Щавельные щи.

Ищу щенка.

Тащу щуку.

Щи из овощей.

Обещать угощение.

Ищу вещи.

Жилище чудовище.

Плащ товарища.

Щетка щенка.

Мощный хрящ.

Угощать борщом.

Игра «Жадина».

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например: мой щит, моя щука…

овощи, щенок, клещи, плащ, щепка.

Предложения.

Щенок щиплет щепку.

В ящике пищит щенок.

Вещи лежат в ящике.

Щенок утащил ящик.

Мама готовит на обед щи и жареную щуку.

Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка в ущелье.

Недалеко от рощи было много щавеля.

Щи да каша- еда наша.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Дождь идет- я без плаща- ща- ща- ща.

Нет дождя, а я в плаще- ще- ще- ще.

Я тебя не отпущу- щу- щу- щу.

Ты иди меня ищи- щи- щи- щи.

Стихи.

1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей.

Вот и тощий, как Кощей

Скороговорки.

1. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

2. Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем щавель мы на щи.

3. Волки рыщут, пищу ищут.

Тексты.

Щегленок и щенок.

У Ани- щегленок и щенок. Любит щегленок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щегленок еще маленький.

У водоема.

Ваня с папой идут к водоему. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащить щуку без папиной помощи.

Публикации по теме:

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]» ЦЕЛЬ: Закрепить навык правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях; активизировать словарь (по теме «Животные» названия животных,.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Задания клоуна Капитошки» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна Капитошки» Цель: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах» ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]» Цели: 1. Автоматизация звука Ш. 2. Отработать навыки произнесения звука Ш в словах и предложениях. 3. Вызвать правильную артикуляцию звука.

Домашние задания. Автоматизация звука Л 1. ЗАДАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: л—а, л—о, л—у, л—ы. ла—ло —лу—лы лы — лу.

Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С]. Цели: Образовательные: Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов. Упражнять в практическом изменении и.

Логопедический досуг. Автоматизация звука [Р] Цель: автоматизировать звук в словах, предложениях. Ход занятия. Группа делится на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает.

НОД. Автоматизация звука с в слогах, словах. Автоматизация звука С в слогах, словах. Коррекционно-развивающие задачи : автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение.

НОД по теме «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Образовательные задачи: • Активизация и расширение словаря; • Научить правильно называть.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Совушка» с применением пластилинографии.
Здравствуйте, дорогие друзья и все творческие люди, педагоги, которым нравятся занятия творчеством с детьми! Сегодня я предлагаю вашему вниманию...
Конспект занятия по лепке «Шапочка и шарфик»
Программные задачи: продолжать учить детей изображать в лепке знакомые предметы;закреплять умение использовать прием "вдавливания" круглой формы;...
Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Ноябрь»
Стоит ноябрь - самая глухая пора осени. Серое небо, закрытое плотной пеленой облаков, нудные моросящие дожди, грязь и слякоть характерны для этого осеннего...
Консультация «День победы. Отважные военные»
1941 – 1945 Салют ПОБЕДЕ! Салют и слава годовщине Навеки памятного дня! Салют Победе, что в Берлине Огнём попрала мощь огня! Салют её большим и малым...
Фотоотчет о творческих работах по аппликации с элементами лепки «Покормите птиц зимой»
ФОТООТЧЕТ О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО АППЛИКАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕПКИ " ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Приобщать детей к миру красоты через...