МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)

Лариса Черницова
Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)

Цель: Расширить знания детей о Балтийском море как природном сообществе.

Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Задачи:- обогатить знания детей о природном сообществе Балтийского моря;

- способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Балтийское море“ (старшая группа)» размещена в разделах

- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;

- расширять знания детей о родном крае;

- закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя;

- закреплять умение составлять простые и сложные предложения;

- упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже;

- развивать умение сравнивать материалы и делать выводы;

- продолжать развивать диалогическую речь;

- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области;

- воспитывать умение дружно работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, посылка. Технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море», презентация «Янтарь - волшебный камень».

Предварительная работа:

Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», поездки к морю, запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации «Янтарь - волшебный камень».

Интеграция:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

Приветствие.  Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками.  Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).

Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо.  (Читает) 

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Слоненок. Я живу в Африке. Знакомый Попугай, который гостил у вас, рассказал мне о вашем городе, о Янтарном крае, о Балтийском море. Я никогда не видел море, даже не представляю какое оно. Ребята, расскажите, пожалуйста, о море. Что такое янтарь? Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас рассказать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Слоненок. Р. S. В посылке вам гостинец от меня».

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

Как называется наше море!

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Нам с вами повезло жить у моря! Так давайте расскажем Слоненку, какое оно — море!

Ребенок: Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое.

Волнами шумящее,

Чайками кричащее,

Чистое, соленое,

Тёплое, рифленое.

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!

Воспитатель: Я предлагаю подобрать слова-определения к слову «море».

Дети: большое, синее, живое, теплое, холодное, спокойное, шумное, бурное, грозное, светлое, тихое, суровое.

Воспитатель: Молодцы! Без чего не бывает моря? (употребление имен существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже).

Дети: без волн, без песка, без чаек, без соли, без рыбы, без кораблей, без водорослей, без берега.

Воспитатель: Умнички! Море это живой организм. А что море делает?

Дети: шумит, волнуется, бурлит, плещется, сердится, манит, оздоравливает, дарит заряд бодрости, лечит, кормит.

Воспитатель: кого из птиц можно увидеть на море?

Дети: чайки, бакланы, лебеди.

Воспитатель: каких морских рыб вы знаете?

Дети: камбала, салака, треска, лосось.

Воспитатель: почему полезно гулять на море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Дети, давайте еще раз посмотрим на картинки с морем. Вспомните все слова, которые вы называли о море. А теперь придумайте красивые предложения о море.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте составим схему предложения

Балтийское море красивое.

I___ ___ ___ .

Физкультминутка «А над морем мы с тобою»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Ребята, Балтийское море особенное море. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что оно богато янтарем.

- Ребята, Слоненок интересуется, что такое янтарь? Почему его называют солнечным камнем? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.

(Видеозапись - Звучит шум морских волн).

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря.

Морские брызги окатывают нас, давайте их стряхнем.

«Морские брызги». Дети стряхивают «брызги» - похлопывают тело от ног до плеч.

«Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается лба, лица, подбородка. Поглаживание.

«Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз — в «бинокль» они рассматривают горизонт.

По песочку мы идём                 

В нем мы камешек найдем.        

А вот что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! 

(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

Как называется этот необыкновенный желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарь.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Правильно, янтарь. Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.

                                                                       (Показ презентации).

Воспитатель:  Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.  

Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.

Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.

Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.

(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).

Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.

Исследовательская работа.

1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.

2. Рассматривают янтарь через лупы. (каким цветом, какой формы, есть запах).

3.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Чем мы с вами занимались?

Что нового узнали?

Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.

Мы собирали янтарь.

Мы узнали, что такое янтарь.

Мы узнали откуда он взялся.

Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Мы сложим янтарь в коробочку и отправим Слоненку. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Слоненок. Здесь лежит записка.

«В этой ягоде содержится янтарная кислота.

Приятного вам аппетита!

Не болейте!»

(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено.  

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Балтийское море»Информационно-творческий проект «Балтийское море» Актуальность: С 15 марта по 15 апреля 2019 года в рамках проект «Молодежь за чистую Балтику: от экологического образования к решениям.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Цель: Продолжать формировать.

Конспект занятия по развитию речи в форме КВН «Путешествие по сказкам» (старшая группа)Конспект занятия по развитию речи в форме КВН «Путешествие по сказкам» (старшая группа) КВН на тему: «Путешествие по сказкам» Авторы разработчики: воспитатель Майструк М. В., воспитатель Шулика И. А. Цель: Закрепить и расширить.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [Я] и буква Я» (старшая группа) Обучение грамоте" на тему: "Звук и буква Я" старшая группа Основная образовательная область: развитие речи. Цель: Познакомить детей с гласным.

Конспект занятия по развитию речи «Продукты питания» (старшая группа) Цель: развивать любознательность и познавательную активность детей в процессе ознакомления с продуктами питания Ход занятия: Ребята, сегодня.

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «В путешествие за солнечными лучами» Итоговое занятие по развитию речи В путешествие за солнечными лучами Цель: Закрепление представлений о весне и ее приметах. Задачи: Уточнение,.

Конспект занятия по развитию речи «Золотая осень» (старшая группа) Конспект занятия по развитию речи. старшая группа. Образовательная область «Речевое развитие». Тема: «Золотая осень». Целевые ориентиры:.

Конспект занятия по развитию речи «Увлекательное путешествие в зимнее царство» (старшая группа) Конспект занятия по развитию речи "Увлекательное путешествие в зимнее царство" Старшая группа. Программное содержание: - развивать монологические.

Презентация «Балтийское море» Балтийское море глубоко вдается в сушу Европы, омывает берега России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Швеции и Финляндии.

Отчет об участии в кампании «Я — Балтийское море»Отчет об участии в кампании «Я — Балтийское море» Наши ребятки из второй младшей группы "Знайки" МАДОУ № 51 города Калининграда, приняли участие в компании #IamTheBaltic (Я — Балтийское.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Балтийское море» (старшая группа)
Опубликовано: 16 августа 2019 в 15:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД