Лучший педагог года

Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью

Елена Силантьева
Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью

Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью

BASIC LEARNING ACTIVITIES FOR YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация. В статье представлена информация о базовых учебных действиях у младших школьников с умственной отсталостью.

Annotation. The article presents information about basic educational activities in younger schoolchildren with mental retardation.

Публикация «Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью» размещена в разделах

Ключевые слова: базовые учебные действия, младший школьник, умственная отсталость, дети с умственной отсталостью.

Keywords : basic learning activities, junior high school student, mental retardation, children with mental retardation.

В современном законодательстве в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были разработаны и утверждены «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ) и «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (далее ФГОС О у/о, в котором впервые появился термин «базовые учебные действия» (п. 2.8 ФГОС ОВЗ).

В п. 2.9.4. ФГОС ОВЗ сказано: «в зависимости от варианта адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.»[24, С. 7] для категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которая реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС ОВЗ к результатам освоения АООП НОО.

Для детей с интеллектуальными нарушениями, в силу особенностей психического и физического развития, «учебные универсальные действия» являются недостижимыми и поэтому преобразовываются в виде «базовых учебных действий».

Базовые учебные действия, которые формируются у обучающихся начальной школы, обеспечивают осознанное отношение к учению, успешное начало школьного обучения, составляют основу формирования в старших классах сложных действий, содействующие дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Базовые учебные действия это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью [23].

Цель базовых учебных действий : это формирование основ учебной деятельности детей с умственной отсталостью, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса самостоятельно или при помощи взрослого.

Базовые учебные действия направлены на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.

В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.

Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения. Поэтому необходимо формировать у детей базовые учебные действия

В составе основных видов базовых учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и

использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Каковы же функции базовых учебных действий?

К ним относятся:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Таким образом Базовые учебные действия это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Базовые учебные действия не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Список использованной литературы

Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. ]. – Москва, 2021 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями : Федеральный закон N  1598-ФЗ : [утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 дек. 2014 г. ]. – Москва, 2016.

Чащина Т. В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью : содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности / Т. В. Чащина // Наука и социум. – 2019. – №3. – С. 125–128.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стенгазета младших школьников  «23 февраля»Стенгазета младших школьников  «23 февраля» Назначение: украшение интерьера к празднику- 23 февраля. Цель: изготовить поздравительную стенгазету к празднику 23 февраля. Задачи: -создать.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью
Опубликовано: 3 июня 2023 в 13:31
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД