Папки-передвижки

Биоэнергопластика в условиях логопедической группы

Наталья Тарасенко
Биоэнергопластика в условиях логопедической группы

Биоэнергопластика в условия логопедической группы

Речь для человека является самым главным средством общения.

Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Опираясь на работы ученых физиологов П. К. Анохина, А. Р. Лурия, Н. А Берштейна И. М. Сеченова о тесной взаимосвязи физиологических процессов и высших психических функций, можно сделать вывод о том, что двигательные и речевые функции человеческого организма тесно связаны между собой.

Публикация «Биоэнергопластика в условиях логопедической группы» размещена в разделах

По результатам мониторинга и собственным наблюдениям за детьми в логопедической группе отмечаются нарушения восприятие, внимания, памяти, нарушается словесно-логическое мышление, пространственная ориентация. Все эти проблемы влекут за собой неготовность к школьному обучению и неуспеху ребенка в дальнейшем.

По данным ПМПК в логопедическую группу было зачислено 24 ребенка старшего дошкольного возраста. Это дети с разными речевыми нарушениями, из них 29% (7) – ОНР 2 уровня, 46% (11) – ОНР 3 уровня и 25% (6) – ФФНР. В ходе работы с детьми выявились нарушения двигательно-моторной сферы. Все дети в группе в большей или меньшей степени моторно неловки, зажаты, закрыты, имеют нарушения мелкой моторики рук. Затрудняются сопровождать свои движения речью, часто сосредоточенны на выполнении задания и только после могут озвучить (например, при застегивании пуговицы, сначала застегивают, затем говорит «я застегиваю пуговицу»). Выполнение задания зачастую сопровождаются лишними движениями (зажмуривание, высовывание языка, частое моргание, при ходьбе или беге сильное размахивание руками, которые мешают выполнению задания, отвлекают ребенка. При выполнении артикуляционных упражнений мимические мышцы лица таких детей излишне напряжены, дети испытывает дискомфорт, стеснение, зачастую отказывает от выполнения упражнений.

Работа в логопедической группе строится на ежедневной отработке артикуляционных упражнений. Для того чтобы процесс закрепления умений и навыков артикуляционных упражнений проходил ненавязчиво, непринужденно, чтобы ребенок сам мог активно включаться в работу, не уставая от монотонности многократных повторений артикуляционной гимнастики необходимо создать условия успешности для ребенка. Изучив материал по данной теме, я решила использовать его на практике систему упражнений биоэнергопластики, авторами которой являются А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко.

По мнению А. В. Ястребовой «…движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов».

О. В. Лазаренко считает, что«…применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка».

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Из определения видно, что биоэнергопластика делает упор на развитие артикуляционного аппарата во взаимосвязи с движение кистей рук, что ведет к согласованной деятельности речевых зон. Соответственно ведет к закреплению артикуляционных упражнений, следовательно улучшение звукопроизношения. Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики повышают заинтересованность ребенка в занятиях, уменьшают его утомляемость.

Цель моей работы развитие артикуляционного аппарата, улучшение звукопроизношения, формирование успешности у детей, с использованием здоровьесберегающих технологий.

В своей воспитательной и образовательной работе опираюсь на возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, на рекомендации логопеда, исходя из педагогических принципов –– принцип системного подхода и принцип от простого к сложному. Авторы биоэнергопластики выделяют три основных этапа работы. Придерживаясь этих этапов, я разработала собственный алгоритм работы с детьми.

Этапы работы с использованием биоэнергопластики :

1. На первом этапе изучаем артикуляционные упражнения; педагог показывает упражнения перед зеркалом, сопровождая артикуляционные упражнения движением одной руки.

На этом этапе начинаем занятия с ребенком по автоматизации гласных звуков сначала с использованием крупной моторики тела, без использования мелкой моторики ребенка.

Звук «А» Инструкция взрослого Действия ребенка

Звук «А» 1. Произносим звук «А»,рот широко открываем, руки широко в стороны. Ребенок повторяет за педагогом.

2. Показываем карточку с изображением звука. Ребенок самостоятельно выполняет действие, опираясь на зрительный образ звука.

Звук «У» 1. Произносим звук «У»,губы вытягиваем трубочкой,ладони обеих рук приближаются друг к другу. Ребенок повторяет за педагогом.

2. Показываем карточку с изображением звука. Ребенок самостоятельно выполняет действие, опираясь на зрительный образ звука

Звук «О» 1. Произносим звук «О»,губы округляем, руки соединяем над головой (изображая букву «О»)

Ребенок повторяет за педагогом.

2. Показываем карточку с изображением звука.

Ребенок самостоятельно выполняет действие, опираясь на зрительный образ звука

2. На втором этапе, отрабатываем артикуляционные упражнения с ребенком перед зеркалом, с последующим вовлечением ведущей руки (длительность примерно 2 месяца).

На этом этапе, когда дети хорошо освоили артикуляционную гимнастику, к артикуляции присоединяется ведущая рука ребенка. Движения руки должны быть раскрепощенными и плавными.

Инструкция взрослого Действия ребенка

«Окошечко» Педагог показывает действие руками: ладонь смотрит параллельно пола, пальцы собраны в щепотку (рот закрыт); на счет «1» рот открывается и одновременно большой палец опускается вниз, а четыре пальца вверх; на счет «2» рот закрывается, а пальцы собираются опять в щепотку. (повторить 5-10 раз) Ребенок выполняет действие по показу педагога с использование ведущей руки на счет «1» рот открывается и одновременно большой палец опускается вниз, а четыре пальца вверх; на счет «2» рот закрывается, а пальцы собираются опять в щепотку. (повторить 5-10 раз)

3. На третьем этапе, когда ребенок спокойно может владеть речевым аппаратом и рукой одновременно, движения становятся дружными и плавными, постепенно вводим вторую руку. На этом этапе доводим движения речевого аппарата до автоматизма.

Инструкция взрослого Действия ребенка

«Окошечко» Педагог показывает действие руками: ладонь смотрит параллельно пола, пальцы собраны в щепотку (рот закрыт); на счет «1» рот открывается и одновременно большой палец опускается вниз, а четыре пальца вверх; на счет «2» рот закрывается, а пальцы собираются опять в щепотку. (повторить 5-10 раз) Ребенок выполняет действие по показу педагога с использование обеих рук: на счет «1» рот открывается и одновременно большой палец опускается вниз, а четыре пальца вверх; на счет «2» рот закрывается, а пальцы собираются опять в щепотку. (повторить 5-10 раз)

С целью ритмичного выполнения упражнений, а также повышения и удержания интереса ребенка, рекомендуется использовать счет, игровой персонаж, музыку, стихи. Важно, все упражнения выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Приведу пример из практики, который показывает положительную динамику использования биоэнергопластики. Ребенок поступивший в логопедическую группу был зажат, эмоционально беден, стеснялся собственных движений, занятий избегал, во время занятий перед зеркалом старался не смотреть на себя. Практически с первых занятий, с использованием биоэнергопластики ребенок стал более уверенным и смелым в своих движениях. На втором этапе обучения ребенок стал получать удовольствие от занятий, с радостью отзывался на приглашение к зеркалу, с интересом стал следить за своими движениями в зеркале. Также надо отметить, что успешность ребенка проявилась и в графических работах (обведи, дорисуй, выполни штриховку и. т. д.). Движения руки стали более плавными и четкими, что говорит об укреплении мелкой мускулатуры пальцев рук и совершенствовании зрительного контроля.

По результатам итоговой диагностики детей в конце учебного года снизился процент детей с ОНР 2 уровня с 29% (7) до 8% (2, ОНР 3 уровня снизился с 46%)11) до 29% (7, количество детей с ФФНР увеличилось с 25% (6) до 63% (15).

Таким образом, можно сделать вывод, что данная система упражнений помогает:

- повысить эмоционально положительный фон занятия;

- развивать артикуляционный аппарат ребенка с ОВЗ (укреплять мышцы языка, губ и мелкой моторики рук, что облегчает усвоение навыка письма) и улучшает звукопроизношение;

- совершенствовать чувство ритма, точность и плавность движений рук;

- созданию предпосылок к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов;

Данную систему считаю перспективной в работе с детьми с ОВЗ, т. к. она помогает решать поставленные задачи в работе с детьми в ненавязчивой форме, совмещая статические упражнения с движениями; способствует развитию взаимосвязи речевого аппарата с движением рук, что дополнительно стимулирует развитие ВПФ (внимание, память, мышление).

Приложение 1.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики

Артикуляционное упражнение Стихотворения, сопровождающие артикуляционную гимнастику Движения рук во время выполнения артикуляционной гимнастики

«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку). 2. «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем 3.

«Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку). 3. «Слон»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

1. «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка). 12. «Грибок»

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем

Гриб в лукошко мы положим.

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот. «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

«Киска сердится»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 5, затем опустить спинку языка не отрывая кончик.

8. «Киска сердится»

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска

Не подходите близко!

«Маляр»

Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).

«Маляр»

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

9. «Часики»

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).

12. «Лошадка»

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

«Змея»

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях разновозрастной группы Проблема нравственного воспитание детей дошкольного возраста выбрана мною не случайно. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности,.

Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУБиоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных,.

Биоэнергопластика в работе логопеда .

Биоэнергопластика в современной логопедии БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции.

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания» Консультация для воспитателей по теме: «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания». Подготовила.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Опыт инклюзивной практики для детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы Опыт организации инклюзивной практики для детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы Распространение в нашей стране процесса интеграции.

Опыт работы с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребыванияОпыт работы с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания Опыт работы с детьми раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания. Каким вырастет ребёнок,во многом зависит о первых.

Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы Доклад «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори – группы» Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна,.

Здоровьесберегающие технологии, работа учителя-логопеда, Су-Джок, биоэнергопластика 1 слайд Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. 2 слайд Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоэнергопластика в условиях логопедической группы
Опубликовано: 17 января 2019 в 20:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД