МААМ-картинки

Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»

Елена Иванова
Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»

Аннотация

Для успешного вступления в учебный процесс начальной школы и максимально полной адаптации в новых для ребенка условиях школьного обучения, необходим высокий уровень развития системы определенных психических качеств и свойств, в частности, мотивационно-личностной сферы.

Формирование мотивов учения и положительного отношение к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: беседы о школе, чтение сказок и рассказов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы, игры, моделирующие школьную жизнь.

Публикация «Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития „Лесная школа“» размещена в разделах

Как показывают многочисленные исследования (Белопольская Н. Л., Защеринская О. В., дети с задержкой психического развития имеют особенности формирования учебной мотивации. Среди них можно выделить следующие: несформированность иерархии мотивов, преобладание игровых мотивов над познавательными; отсутствие или частичная сформированность внутренней позиции школьника.

Таким образом, мы видим, что дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованной коррекционной работе, позволяющей повысить уровень мотивационной готовности.

Исходя из выше сказанного, в работе с детьми подготовительных групп с задержкой психического развития предлагаю использовать цикл занятий «Лесная школа», целью которого является содействие формированию мотивационной готовности к обучению в школе.

В соответствии с целью мы выделили следующие задачи:

• Формировать «внутреннюю позицию школьника»;

• Формировать познавательный мотив;

• Расширять представления детей о школе;

• Формировать эмоционально положительного отношения к школе;

• Формировать опыт учебной деятельности.

Содержание цикла занятий построено в соответствии с ФГОС ДО, с учетом интеграции образовательных областей. Занятия направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы работы:

Элементы сказкотерапии;

Элементы песочной терапии;

Сюжетно-ролевая игра;

Игры и упражнения, нацеленные на формирование предпосылок

учебной деятельности, развитие познавательных процессов;

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательной

активности (познавательной мотивации);

Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и

навыков, на сплочение группы, на развитие личностных качеств.

Структура каждого занятия планируется с учетом рекомендаций Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и М. А. Панфиловой:

Первый этап – вхождение и ритуал приветствия. Цель - создание настроя на совместную работу, вхождение в сказку.

Второй этап - повторение. Цель этапа – закрепление проработанного на предыдущем тренинге опыта.

Третий этап – основное содержание занятия. Цель - расширить представление ребенка о какой – либо запланированной школьной проблеме.

Четвертый этап – резюмирование прошедшего занятия. Цель - обобщения приобретенного опыта, связи его с уже имеющимся.

Пятый этап – ритуал прощания и «выхода» из сказки. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, 2002; М. А. Панфилова, 2002)

Цикл занятий рассчитан на старших дошкольников 6 — 7 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Занятия проводятся в рамках занятий психолога один раз в неделю, по подгруппам. Цикл состоит из 8 занятий. Временные рамки занятия 30-35 минут с каждой подгруппой.

Тематическое планирование программы «Лесная школа»

Занятие 1

"Знакомство с Лесной школой"

Задачи: Познакомить детей с «Лесной школой»; Расширять понятия детей о школе; Формировать положительное отношение к школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Рисование «Моя Лесная школа»; Беседа; Прощание, выход.

Занятие 2

"Правила поведения в Лесной школе"

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Закреплять правила поведения в школе; Формировать положительное отношение к школе; • Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Беседа о правилах поведения в школе; Физкультминутка «Путешествие к Знанию»; Игра «Правильно-неправильно»; Упражнение «Самое-самое в школе»; Прощание, выход.

Занятие 3

"Путешествие по горе «Трудно»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формировать познавательный мотив; Формировать уверенность в себе; Развивать зрительно-моторную координацию;

Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Упражнение «Нарисуй по клеточкам сову»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Трудно»; Прощание, выход.

Занятие 4

«Путешествие по горе «Скучно»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Развивать произвольность при выполнении однообразной деятельности;

Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Беседа о школьных правилах; Игра «Урок - перемена»; Упражнение «Закрась кружки»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Скучно»; Прощание, выход.

Занятие 5

«Путешествие по горе «Неудача»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Формировать умение правильно реагировать на ошибку и исправлять ошибки;

Формировать умение находить чужие ошибки; Формировать умение адекватно оценивать результат своих действий; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Работа со сказкой «Путешествие к знанию»; Физкультминутка «Путешествие к знанию»; Игра «Что забыл нарисовать художник»; Упражнение «Корректурная проба»; «Оцени себя»; Работа с кинетическим песком «Лепка горы Неудача»; Прощание, выход.

Занятие 6

«Путешествие к Знанию»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формирование познавательного мотива; Формировать уверенность в себе; Развивать способность к рефлексии;

Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Беседа-рефлексия о прошлых занятиях; Физкультминутка «Путешествие в горы»; Рисование «Моя будущая школа»; Упражнение «Я лучше всего умею»; Прощание, выход.

Занятие 7

«День в Лесной школе»

Задачи: Формировать внутреннюю позицию школьника; Формировать групповую сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу; Формировать уверенность в себе; Закреплять правила поведения в школе; Расширять представления о школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Разыгрывание ролей учеников Лесной школы; Игра «Ответь как школьник»; Игра «Собери рюкзак»; Игра «Урок-перемена»; Аппликация «Ученики Лесной школы»; Прощание, выход.

Занятие 8

«Выпускной в Лесной школе»

Задачи: Закреплять полученные знания о школе; Формировать эмоционально положительное отношение к школе.

Ход занятия: Вход, приветствие; Сказочное путешествие вместе с Ежиком; «Школьные загадки»; Подвижная игра «Что возьмешь с собой»; Вручение аттестатов выпускника Лесной школы; Упражнение «Будем в школу провожать, будем каждому желать.»; Прощание, выход.

Список литературы

1. Груденко Е. А. Психологическая готовность ребенка к школе. – Спб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

2. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники». – Феникс, 2013

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб:Речь, 2002.

4. Панфилова М. А. «Лесная школа» Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М., 2002.

5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. — М. :Генезис, 2004.

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Знакомство с Лесной школой

Цель – формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

Задачи:

• Познакомить детей со сказкой «Лесная школа»;

• Расширять понятия детей о школе;

• Формировать положительное отношение к школе.

Оборудование: колокольчик, презентация, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку. Приветствие.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Хотите ли вы попасть в сказку? Для этого каждый из вас позвонит в волшебный колокольчик. Ну, вот мы с вами очутились в сказке, а теперь, поздороваемся друг с другом. Для этого возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, а теперь скажем «здравствуйте» шепотом, затем — обычным голосом, а потом - громко-громко. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!

2. Основная часть.

Психолог: Ребята, мы с вами оказались в сказочной Лесной школе и, сейчас я расскажу вам, как она появилась. Послушайте вот такую сказку:

Жил-был Ежик. И был он самым обычным ежиком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и захотелось ему знать еще больше. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут, и узнать, куда солнышко спать ложится. И тогда решил Ежик уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Бродил Ежик по полям, по лесам и дошел он до большой ели на которой сидела старая мудрая Сова. Узнав, что Ежик ищет Знание, Сова сказала: «Я покажу тебе дорогу, но знай, начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор много, но есть среди них три самые главные.

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься и все хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — не ленись, не сдавайся и трудись». Тогда пройдешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями.

Следующая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а запомни вторую подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей горе — Неудаче. Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно появляются. И все вокруг ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. Но ты выучи мою третью подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Ежом».

Поблагодарил Ежик добрую Сову и уверенно зашагал по дороге к Знанию. Он прошел этот трудный путь до конца и решил построить в лесу Лесную школу, чтобы помочь другим таким же зверятам найти и преодолеть дорогу к Знанию.

Вот так и появилась Лесная школа. Ребята, вы запомнили, кто построил Лесную школу? Почему он захотел ее построить? А зачем Ежик сам отправился за Знанием? Кто подсказал ему дорогу к Знанию? А какие горы встретились на пути Ежика? (ответы детей)

Психолог: Молодцы, вы очень хорошо запомнили сказку. А теперь, давайте представим, что мы зверята, которые хотят прийти к Знанию и тоже совершим этот нелегкий, но интересный путь.

Физкультминутка:

Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Мы пройдем высокими горами (поднимаем руки в замке вверх)

Скалы мы перешагнем (ходьба с высоким подъемом ног)

Даже горных рек потоки, мы легко переплывем (движения руками)

Шаг за шагом, понемногу (выпад ногой вперед)

Дружно Знанию придем (ходьба на месте)

Психолог: Отлично, ребята, вот мы с вами прошли все трудности, а теперь я приглашаю всех на лесную полянку, закрыть глаза и представить себе, как выглядит Лесная школа. Получилось? А теперь я предлагаю вам нарисовать свою Лесную школу на листе бумаги.

В конце дети расскажут про свои рисунки и покажут, на кого из героев похожи они сами.

3. Ритуал выхода.

Психолог: Пришло время возвращаться в группу: 1, 2, 1, 2 – вот и кончилась игра, возвращаться нам пора. А теперь возьмите колокольчик и позвоните в него (Звонок).

Прикреплённые файлы:

lesnaja-shkola_dadh2.pptx | 2047,75 Кб
 
Публикации по теме:

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Зимнее настроение»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Зимнее настроение» .

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл занятий по формированию мотивационной готовности к школе для детей с задержкой психического развития «Лесная школа»
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 22:17
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД