МААМ-картинки

Деловая игра для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»

Ирина Лебедева
Деловая игра для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»

Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме формирования связной речи детей.

Педагоги делятся на пять команд

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

Вопросы командам по очереди

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Публикация «Деловая игра для педагогов „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах

4. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

5. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

7. Рассказ, сюжет которого развертывается во времени (повествование)

8. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

9. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей пересказу? (средняя группа)

10. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

11. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

12. По каким направлениям осуществляется развитие речи в ДОУ? (развитие связной речи – диалогической и монологической; развитие словаря; формирование грамматического строя речи; развитие звуковой культуры).

13. основные признаки связной монологической речи: (целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

14. Какая основная цель развития речи детей в дошкольном возрасте? (формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа)

Задание 2 «Определи возрастную группу по содержанию работы».

Командам раздаются карточки с выписанным на них содержанием работы по развитию связной речи в разных возрастных группах. Педагоги определяют к какой группе относится данное содержание

В каком возрасте (1 младшая группа) создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 - 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается (во второй младшей группе). Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил…Они стали…», постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

В какой (средней) группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет. («Как-то раз … собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг … Взяли звери … И тогда …»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.

В какой (старшей) группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передовая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. Дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

В какой (подготовительной к школе) группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Задание 3.(Устно) Определить форму коммуникативной деятельности:

1. Это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Это активный метод умственного воспитания. Вопросно–ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. (Беседа)

2. Это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей, диалогической речи. Ситуативный разговор (ситуация общения)

3. Это такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. (Проблемная ситуация)

4. Придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму (Творческое рассказывание)

5. Замысловатое описание предмета, в котором подчёркнуты главные признаки предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. (Загадка)

Задание 4. Составить рассказ по картине.

Всем командам предлагается рассмотреть картину «Лиса с лисятами» и составить рассказ. У каждой команды свое задание:

Составьте описательный рассказ по картине

Составьте сюжетный рассказ по картине

Составьте творческий рассказ по картине

Составьте рассказ из личного опыта с опорой на картину

Перескажите самый интересный рассказ команд по картине

Задание 5. Наглядный прием запоминания стихотворения

Командам предлагается нарисовать на ватмане мнемотаблицу к отрывкам известных стихотворений. Каждая команда угадывает по символам зашифрованный отрывок. (Белая береза…; Зима. Крестьянин, торжествуя…; Дай, Джим, на счастье лапу мне….; Скажи-ка, дядя, ведь не даром….; Белеет парус одинокой…

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи Деловая игра для педагогов по развитию речи «Устами педагога…» Актуальность. Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Выпуск газеты» Цель: Систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы с родителями. Задачи: расширение знаний педагогов о.

Деловая игра для педагогов «Логика в математике»Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 18:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД