МААМ-картинки

Детская журналистика как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР

Людмила Анатольевна Берлизова
Детская журналистика как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР

Детская журналистика как средство развития

коммуникативных навыков дошкольников с ОНР

учитель-логопед высшей категории Берлизова Л. А.

Согласно требованиям ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, предполагает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстника. В арсенале современной педагогике много методик и технологий, направленных на развитие общения дошкольников. Одной из интересных и современных форм работы, решающих различные проблемы в области дошкольного образования, в том числе развитие коммуникативных навыков, является проектная деятельность. В группе компенсирующей направленности разработан и реализуется долгосрочный проект «Детская журналистика».

Публикация «Детская журналистика как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Основные задачи проекта:

• способствовать использованию невербальных средств общения;

• формировать и развивать умение общаться в паре, группе, коллективе;

развивать умение строить самостоятельные высказывания на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;

развитие диалогической речи;

• формировать представления о профессиях журналиста, телеведущего, фоторепортера, звукооператора и др., знакомить с особенностями их творческого труда.

Проект проходит в несколько этапов с использованием различных методов и приемов: беседа, вопросы, объяснение,образовательные речевые ситуации,моделирование,виртуальные экскурсии, дидактические игры и упражнения, интервьюирование.

На первоначальном этапе организуется такая предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций «Мы журналисты», «Берем интервью»;

- выставка книг и журналов;

- беседа о профессии «журналист»;

- просмотр телепередачи «Белокалитвинская панорама»,

- знакомство с техническими средствами (микрофоном, камерой, планшетом).

Для развития коммуникативных навыков осуществлен подбор игр:

- «Рассеянный» - ребенок выступает в роли Рассеянного; он забыл, как называется предмет, и может только его описать, а дети должны отгадать – о каком предмете он говорит;

- «Дружеское интервью» - ребенок садится в центре круга, остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?», «Какое любимое твое время года? Почему?», «Какое твое любимое лакомство?» и т. п. (зарисовка детьми символов для вопросов)

- «Что нужно для работы» - необходимо выбрать те картинки, на которых изображены орудия труда журналиста.

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то именно в рамках игрового общения формируется и совершенствуется речевая активность детей. Ведущее место отведено сюжетно-ролевой игре «Мы журналисты» с различными сюжетами «Репортаж из группы», «Гость в телестудии», «Съемка с детского утренника» и др. Сюжет «Репортаж из группы», например, проигрывался так: дети – репортеры находили интересные объекты в группе и описывали их, стараясь своим рассказом привлечь внимание к объекту.

Большой педагогической ценностью обладала содержательная виртуальная экскурсия в редакцию телестудии «Белокалитвинская панорама», на которой состоялась интересная встреча с группой журналистов. Главный редактор рассказывала о работе местного телевидения, о том, как создается телепередача, какими навыками и умениями обладает репортер, диктор, оператор. Звукооператор показал, как работает профессиональная камера. Репортер провела мастер-класс «Как правильно брать интервью». Большое впечатление у детей оставила виртуальная встреча с творческой группой корреспондентов редакции районной газеты «Перекресток» .Воспитанники поняли, что профессия журналиста – важная и ответственная. Журналист наблюдательный, внимательный, с хорошей зрительной памятью, он должен уметь задавать остроумные, четкие, содержательные вопросы, обладать чувством юмора и т. д.

.

Творческая встреча с журналистами подтолкнула к «съемкам» телепередачи «Сияние любимых глаз», посвященная Дню матери. Для этого была оформлена телестудия «Улыбка», распределены роли: оператора, ведущих, репортеров, гостей студии. Ведущие «новостей» усаживаются за стол, и начинается «эфир». детям предлагается взять интервью у сотрудников детского сада. В качестве подсказки дается образец для ведения диалога в форме интервью:

- Добрый день. Представьтесь, пожалуйста.

- Мы хотим побеседовать с Вами о Вашей профессии. Расскажите, как она называется.

- В чем заключается Ваша работа?

- Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии?

- За что Вы любите свою профессию?

- Спасибо за рассказ.

Затем в игру вступают репортеры, они берут интервью у гостей студии. Воспитатель подсказывает фразы, но не ограничивает самостоятельные высказывания детей. Гости, дающие интервью, заранее готовят свои ответы. Передачу завершают ведущие. Их задача – попрощаться со зрителями, высказать свое мнение об увиденном.

Прием интервьюирования активно использовался при работе над проектом «Здравствуй школа! До свидания детский сад» ,где дети брали интервью друг у друга,у учителя начальных классов,у первоклассников о школе, о правилах школьной жизни.

В процессе подготовки к интервьюированию дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, получают удовольствие от собственной деятельности. Благодаря игре «в журналистов» развивается умение строить связные высказывания, формируются организаторские способности, воспитывается умение работать в группе, координируя свои действия с действиями партнеров.

Родители наших воспитанников тоже не остались в стороне. Анкетирование показало, что они ходят принимать участие в проекте и отметили наиболее удобную для себя роль внештатных корреспондентов. С целью вовлечения родителей в проект были подобраны коммуникативные игры, в которые можно поиграть дома:

- «Магнитофонный разговор», в процессе которого необходимо записать интервью с бабушкой или дедушкой согласно составленному вопроснику;

- «Полезные советы». Пока мама занята домашними делами, ребенку можно предложить стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики «Как сварить суп», «Как пришить пуговицу» и др. ;

- «Угадай, кто говорит». Ребенок описывает профессию, но не называет ее.

Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию коммуникативных навыков детей через проект «Детская журналистика» оказалась не только интересной и содержательной для воспитанников, но и позволила сделать значительные шаги на пути успешного освоения диалогической и монологической речи, преодолеть детскую застенчивость, повысить самооценку.

Публикации по теме:

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская журналистика как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР
Опубликовано: 24 марта 2021 в 19:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД