Папки-передвижки

Детские журналы как средство познавательного развития старших дошкольников

Татьяна Холодович
Детские журналы как средство познавательного развития старших дошкольников

(Результаты эксперимента)

Современное дошкольное образование требует поиска новых средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. В новом технологическом обществе детская периодика начинает отходить на второй план, уступая место интернету и телевидению, но все-таки печатное слово остается важным фактором расширения интересов и потребностей детей 3-7 лет.

Публикация «Детские журналы как средство познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Первые детские журналы появились во второй половине 18 века в России. Н. Н. Новиков сразу определил детский журнал как средство развития ребенка и помощь родителям в воспитании детей.

Журналы в начале своего пути были средством воздействия на сознание подрастающего поколения, на его мысли, чувства, мироощущение. Журнал служил средством не только для хорошего времени препровождения досуга с пользой, но и еще расширял кругозор детей в целом. На страничках первых журналов размещались в основном стишки, рассказы, забавные истории, случаи из жизни и др. [1]

В современном мире с каждым годом выпускаются новые детские журналы для дошкольников. Их содержание разнообразно, доступно детям, но педагоги и родители недостаточно используют их в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Создатели и редакторы первых детских журналов : С. Н. Глинка, М. А. Горький, Н. Ильин, М. Невзоров, Н. И. Новиков и др. разработали содержание журналов для детей разного возраста. Всплеск издания детских журналов наблюдается в 20-30х годах ХХ века, и с того времени они получили постоянную прописку на книжных полках детей.

Многие исследователи отмечали, что дети из журналов самостоятельно или с помощью родителей получают разнообразную познавательную информацию, например, об окружающем мире, о животных и насекомых, о странах и столицах, о достижениях науки и техники. Данные знания расширяют кругозор ребенка и в дальнейшем могут пригодится ему в школе. Журнал сближает ребенка с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, организуя интересный и познавательный досуг.

Познавательное развитие - важная задача дошкольного образования. Проблемы развития познавательного интереса и любознательности рассматриваются в работах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, А. И. Крупнова, В. А. Крутецкого, А. А. Люблинской, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной и др.

Термин «познавательная активность» изучали исследовали Е. А. Веракса, Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, С. Ю. Мещерякова и др.

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром представлено в трудах О. В. Дыбиной, С. В. Кожокарь, С. А. Козловой и др. [3]

Цель нашего исследования было определить возможности детских журналов как средства познавательного развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Констатирующем этап был посвящён выявлению представлений родителей и детей о детской периодике.

В нашем эксперименте приняли участие 25 детей возраста от 5 лет 5 мес. до 6 лет, а также 35 родителей.

Первым этапом нашей работы была индивидуальная беседа с детьми старшего дошкольного возраста. Им были заданы следующие вопросы:

1. Есть ли у тебя дома детские журналы?

2. Назови какие у тебя есть детские журналы?

3. Что тебе больше в них нравится?

4. Ты умеешь читать или тебе читают взрослые?

5. Что нового ты узнал (а) из журнала об окружающем тебя мире?

6. Ты чаще сам (а) занимаешься с журналом или с кем-то?

По итогам беседы был сделан вывод о том, что у большинства детей (18 человек) дома есть периодические журналы, наибольшей популярностью пользуются такие журналы, как «Фиксики» (у 5 человек опрошенных, «Умняша» (5, журналы от компании Lego (5, «Непоседа» (4, «Мурзилка» (4) и др.

В детских журналах детям старшего дошкольного возраста больше нравятся раскраски (15 человек, задания на логику и смекалку (12 человек, комиксы (12 человек, сказки (11 человек, игрушка в подарок (9 человек, а также узнавать что-то новое об окружающем нас мире (10 человек).

После опроса детей, нами было проведено анкетирование для родителей на тему: «Детский журнал как источник познания для ребенка старшего дошкольного возраста».

Цель анкетирования родителей состояла в том, чтобы выявить их мнение о значении детских журналов, посмотреть, какие журналы они предпочитают покупать своим детям и что детей больше привлекает в этих журналах.

Респондентами были родители старшей группы дошкольной организации детей от 5 лет 5 мес до 6 лет, а также родители детей от 6 до 7 лет, состоящие в одной из групп социальных сетей. Опрошено нами родителей было 35 человек.

Нами использовалась анкета с закрытыми вопросами.

Полученные анкеты обрабатывались программой следующим образом: по каждому вопросу выявлялись общие мнения родителей, и подсчитывалось число человек, имеющих схожие точки зрения. Результатам диаграмм была дана качественная оценка.

Критерии оценки:

- использование детского журнала для познавательного развития в домашних условиях;

- частота и периодичность чтения детских журналов;

- тематика, читаемых детских журналов детям;

- инициативность в чтении детских журналов.

Анкета для родителей содержала в себе следующие вопросы:

1. Покупаете ли Вы своему ребенку детские журналы?

2. Вы собираете коллекцию журналов?

3. Какой журнал чаще всего Вы покупаете своему ребенку?

4. Что больше всего привлекает Вашего ребенка в детских журналах?

5. Как вы думаете, детские журналы помогают развиваться Вашему ребенку?

6. Ваш ребенок самостоятельно проводит время за журналом?

Анализ анкетирования родителей показал, что частота использования и чтения детских журналов в наше время достаточно хаотична, многие родители (15 человек) покупают своим детям периодику нечасто, от случая к случаю, но, несмотря на это есть еще такие родители (12 человек, которые собирают с детьми коллекции детских журналов.

Большинство современных родителей (27 человек) покупают журналы детям, чтобы развлечь и занять их чем-то интересным и полезным. Раскраски (18 человек, задания на логику и смекалку (18 человек, интересные статьи об окружающем мире (11 человек) - вот, что выделяют родители в детском журнале и чему их дети отдают предпочтения.

По мнению родителей, детские журналы развивают их малышей и являются источником познавательного развития для них. Наиболее популярный журнал для старшего дошкольника – это развлекательные журналы от компании Lego (11 человек, журнал «Фиксики» (10 человек, который по нашей классификации относится к журналам развивающим, журнал «Умняша» (8 человек) - категории журналов-помощников по подготовке ребенка к школе, и наконец, развивающий журнал «Непоседа» (7 человек).

По результатам, которые мы получили в ходе беседы с детьми и анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:

1. Родители и дети предпочитают одни и те же журналы («Фиксики», «Умняша», журналы от компании LEGO).

2. Особое место и дети, и родители отдают в детской периодике раскраскам, различным заданиям на логику и смекалку, а также познавательной информации, которую они получают с помощью журнала.

3. Ответы родителей показали нам, что благодаря детской периодике родители больше времени проводят со своим ребенком, погружаясь в мир игр, развивая и обучая своего малыша.

В процессе исследования мы определили, какое влияние оказывает современный детский журнал, на познавательное развитие старших дошкольников. Изучив научную литературу, выяснили, что познавательное развитие складывается из познавательного интереса и познавательной активности. [2] Современные дети интересуются детскими периодическими изданиями, но большинству из них в журналах нравятся различные задания и игры, а познавательный раздел не так сильно привлекает ребят.

Недостаточная информированность родителей и их компетентность не позволяют в полной мере использовать детский журнал для развития дошкольников. Для того, чтобы поддерживать познавательный интерес ребенка, взрослому нужно заинтересовать дошкольника, преподнося ему познавательную информацию не в традиционной строгой форме, а в игровой, позволяя ребенку непосредственно самому активно участвовать в образовательном процессе.

Необходимо дальнейшее проведение исследования по данному направлению, а именно, выявить педагогические условия использования детских журналов в ДОО. т. к. детский журнал может стать важным средством познавательного развития ребенка.

Список литературы:

1. Алексеева, М. И. Советские детские журналы 20-х годов/ под ред. А. В. Западова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 132 с.

2. Давидчук, А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. – М. : Сфера, 2013. – 88 с.

3. Козлова С. А., Кожахарь С. В., Шукшина С. Е., Шахманова А. Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром : учебно-методическое пособие для бакалавров. – М. :МГПУ,2015. – 188с.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские журналы как средство познавательного развития старших дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2021 в 19:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД