Папки-передвижки

Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии

Виктория Демидова
Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии

Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии

1. Исследование состояния зрительно-пространственного восприятия

А). Исследование состояния операций зрительного гнозиса

Процедура и инструкция: Ребенку поочередно представляют 3 рисунка, в каждом из которых «спрятаны» 4-5 известных ему предметов. После очередного предъявления экспериментатор просит последовательно назвать знакомые предметы. Три рисунка предъявляются в течение 50 сек. В случае невыполнения задания за указанное время ребенка прерывают. Если ребенок справился с заданием менее чем за 50 сек., то фиксируется время, затраченное на выполнение задания.

Публикация «Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии» размещена в разделах

Материал: 2 рисунка с пятью и 1 рисунок с четырьмя наложенными изображениями предметов.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – ребенок правильно называет все 14 фигур менее, чем за 20 секунд.

Средний уровень – 1 балл – названы все фигуры за время от 21 до 50 сек. ; допущены 1-5 ошибок; ребенок соотносит основные формы и их детали, но допускает ошибки или неточности при выделении второстепенных деталей; контур предмета узнается благодаря дополнительным движениям пальцев.

Низкий уровень – 0 баллов – допускает более 5 ошибок за время от 21 до 50 сек. или не находит все предметы за 50 сек; ребенок акцентирует внимание на несущественных признаках, смешивает предметы по внешнему сходству или называет предметы наугад.

Б). Исследование умения ориентироваться в схеме тела

Процедура и инструкция: Экспериментатор просит ребенка внимательно слушать задания и выполнить соответствующие действия по следующим инструкциям:

- Подними правую руку.

- Левой рукой дотронься до правого уха.

- Правой рукой закрой левый глаз.

- Правой рукой коснись левой ноги.

- Левую ногу отведи в сторону.

- Левую руку подними, а правую отведи в сторону.

- Правую руку подними, а правый глаз закрой левой рукой.

- Положи игрушку справа от себя.

- Положи игрушку слева от себя.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – инструкции выполняются четко, в быстром темпе.

Средний уровень – 1 балл – движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую.

Низкий уровень – 0 баллов – систематические ошибки в выполнении инструкции, значительные затруднения при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции, помощь экспериментатора позволяет выполнить лишь отдельные инструкции.

В). Исследование состояния ориентировки в пространстве

Процедура и инструкция: Ребенку объясняется, что, услышав вопрос экспериментатора, он должен будет показать на картинке нужный объект. При неправильном показе объекта или затруднении в выполнении задания экспериментатор повторяет вопрос, выделяя голосом предлоги, характеризующие пространственное расположение объекта. Даются следующие инструкции:

- «Кто стоит перед домом?»

- «Кто находится между деревом и кустом?»

- «Кто находится слева от мальчика и справа от девочки?»

- «Кто стоит около скамейки?»

- «Возле кого находится светофор?»

- «Кто стоит за деревом?»

- «Кто стоит под светофором?»

- «Что находится над верхним окном дома?»

Материал: Сюжетная картинка.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – правильное и быстрое выполнение задания.

Средний уровень – 1 балл – единичные ошибки; ребенок выполняет задание в замедленном темпе; требуется повторение и уточнение инструкции;

Низкий уровень – 0 баллов – множественные ошибки; ребенок ошибается при определении положения предметов (путает такие понятия, как «перед»«за», «справа»«слева», «под»«над») или показывает объекты наугад; не владеет понятиями, характеризующими пространственные отношения.

Г). Исследование состояния зрительно-пространственного анализа и синтеза

Процедура и инструкция: Ребенку поочередно предлагается 6 предметных картинок-образцов. После каждого предъявления экспериментатор просит ребенка составить картинку по данному образцу из разрезанных карточек. В случае неверного составления картинки экспериментатор акцентирует внимание ребенка на деталях.

Материал: 6 предметных картинок-образцов; 6 разрезанных карточек с изображениями предметов. Первые 3 карточки разрезаны на 4 части, остальные – на 5, 6 и 7 частей.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – правильное выполнение задания.

Средний уровень – 1 балл – единичные ошибки; ребенок правильно составляет картинки из 4-х частей, а при увеличении количества частей испытывает трудности.

Низкий уровень – 0 баллов – множественные ошибки; ребенок допускает ошибки при составлении картинки из 4-х и более частей; составляет методом проб и ошибок в медленном темпе или подставляет части картинок наугад.

2. Исследование состояния зрительно-моторной координации движений рук

А). Исследование быстроты и точности движений пальцев руки

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – безошибочное выполнение задания. Ребенок не испытывает затруднений при запоминании последовательности движений и при воспроизведении. Движения ребенка уверенны, точны.

Средний уровень – 1 балл – единичные ошибки проявляются в виде нарушения последовательности движений, пропуска пальца, ребенок может испытывать затруднения в переключении с одного движения на другое.

Низкий уровень – 0 баллов – многочисленные ошибки в виде синкинезий или нарушения последовательности движений, пропуска пальцев. Ребенок испытывает значительные затруднения в запоминании и воспроизведении последовательности движений, в переключении с одного движения на другое, действия ребенка носят поисковый, неуверенный характер.

Б). Исследование быстроты и точности движений кисти руки

(с использованием пробы «Кулак-ребро-ладонь»)

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается посмотреть на движения экспериментатора и воспроизвести 3 раза подряд последовательность из трех движений руки (сжать в кулак, поставить на ребро, положить ладонью на стол). Ребенок должен без ошибок 3 раза подряд воспроизвести соответствующие движения. Если ребенок допустил ошибку более одного раза, экспериментатор указывает ребенку на то, что была допущена ошибка, и предоставляет еще одну попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается до пяти демонстраций.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – правильное воспроизведение после 1-й демонстрации с 1-2 попыток. Ребенок быстро запоминает последовательность движений и правильно ее воспроизводит.

Средний уровень – 1 балл – правильное воспроизведение после 2 или 3-й демонстрации с 1-2-попыток. Ребенок испытывает трудности в запоминании и воспроизведении серии движений, затруднении переключения с одного движения на другое, что проявляется в ошибках в виде замен, пропусков движений.

Низкий уровень – 0 баллов – правильное воспроизведение после 4-й демонстрации со 2-й и более попыток или после 5-й демонстрации. Ребенок практически не в состоянии быстро запомнить и воспроизвести серию движений, его действия часто носят поисковый, неуверенный характер.

В) Исследование умения воспроизводить графическое изображение с использованием точек

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается образец, состоящий из 9 точек, нарисованных в определенном порядке на нелинованном листе. Далее экспериментатор просит ребенка срисовать данные точки в том порядке, в каком они представлены на образце.

Материал. Лист нелинованной бумаги с изображенными на нем 9 точками, чистый лист нелинованной бумаги формата А4, карандаш.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – практически безошибочное копирование образца. Допускается незначительное отклонение точки от направления изображения по вертикали или по горизонтали.

Средний уровень – 1 балл – контур рисунка в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек более или менее заданного количества на 3 единицы.

Низкий уровень – 0 баллов – контур рисунка не соответствует образцу, число точек менее 5 или более 14. Рисунок состоит не только из точек, содержит другие графические изображения.

Г) Исследование умения воспроизводить контурное изображение предмета

Процедура и инструкция: Детям поочередно показывают 2 рисунка-образца и 2 трафарета для обводки и объясняют, что с помощью карандаша нужно точно воспроизвести на трафаретах тот контур, который представлен на образцах. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах.

Материал: 2 рисунка-образца с изображенными на них геометрическими фигурами, отдельные из которых соединены между собой линиями; 2 трафарета для обводки с изображенными на них фигурами; простой карандаш.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – ребенок затратил на выполнение задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

Средний уровень – 1 балл – ребенок затратил на выполнение задания от 90 до 120 сек. Отмечаются следующие недостатки: неровные 1-2 линии; 2-3 неправильно соединяют углы фигур; 2-4 линии выходят за пределы контура; 4-5 углов соединены неточно.

Низкий уровень – 0 баллов – ребенок затратил на выполнение задания более 120 сек. Отмечались следующие недочеты: почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Д). Исследование умения воспроизводить текст (на материале печатных букв)

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается скопировать предложение печатными буквами на нелинованном листе бумаги.

Материал: Предложение «Маша играет с куклой», написанное печатными буквами на нелинованном листе бумаги, чистый нелинованный лист, карандаш.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Средний уровень – 1 балл – разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

Низкий уровень – 0 баллов – каракули, отмечается зеркальное копирование букв.

3. Исследование состояния зрительного внимания

А). Исследование объема зрительного внимания

Процедура и инструкция: Для исследования использовались 8 карточек с различным расположением точек в квадратах. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Ребенку на короткое время (на протяжении 2 с.) предъявлялись по одной карточке. Каждая карточка показывалась два раза. После этого ребенок отмечал на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками давалось 10 секунд, 6-7 точками- 15 секунд, 8-9 точками -20 секунд.

Материал: 8 квадратов с постепенно увеличивающимся числом точек (от 2 до 9, изображенных на каждом из них; 8 трафаретов для заполнения; простой карандаш.

Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено наибольшее количество точек).

Высокий уровень – 2 балла – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

Средний уровень – 1 балл – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 3-5 точек.

Низкий уровень – 0 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке менее 3-х точек.

Б). Исследование распределения, концентрации и устойчивости зрительного внимания

Процедура и инструкция: Использовалась методика «Корректурная проба». Ребенку давалась инструкция: «Слушай меня внимательно, чтобы хорошо запомнить и не перепутать, какие фигурки надо зачеркивать. Рассмотри свой листок и зачеркни все, повторяю, все кружочки, наискосок справа налево, все квадраты - слева направо, а треугольники крест накрест. Повторяю - все кружочки зачеркиваешь справа налево, квадраты - слева направо, а треугольники - крест накрест. Ты запомнил, что надо делать, повтори, пожалуйста, а потом начинай работать» (еще раз повторить, где и что нарисовать - без показа). На выполнение задания ребенку давалось 3 минуты.

Материал: бланк с изображением геометрических фигур, простой карандаш, секундомер.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 2 балла – ребенок правильно за отведенное время обработал 70 фигур.

Средний уровень – 1 балл – ребенок правильно за отведенное время зачеркнул 40-60 фигур.

Низкий уровень – 0 баллов – ребенок правильно за отведенное время зачеркнул менее 40 фигур.

5. Исследование состояния зрительной памяти

А). Исследование развития кратковременной зрительной памяти

Процедура и инструкция: Используется методика Д. Векслера. Ребенку предлагается 4 картинки по очереди. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

Материал: Оборудование: ручка, чистый лист, 4 картинки с изображением абстрактных геометрических фигур.

Оценка результатов:

А) Картинка 1 - Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл; Правильно расположенные флажки – 1 балл; Правильный угол пересечения линий – 1 балл;

Максимальная оценка этого задания – 3 балла.

Б) Картинка 2 - Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями – 4 балла; 4 маленьких квадрата в большом – 1 балл; 4 точки в квадратах – 1 балл; Точность в пропорциях – 1 балл;

Максимальная оценка этого задания – 5 баллов.

В) Картинка 3 - Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл; Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл; Маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл;

Максимальная оценка – 3 балла.

Г) Картинка 4 - Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл; Центр, левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл; Фигура правильная за исключением одного неправильного угла – 1 балл.

Максимальная оценка – 3 балла.

Критерии оценок по уровням:

Высокий уровень – 2 балла – за все картинки ребенок набрал 12-14 баллов;

Средний уровень – 1 балл – за все картинки ребенок набрал 9-11 баллов;

Низкий уровень – 0 баллов – за все картинки ребенок набрал менее 9 баллов

Б). Диагностика образной памяти

Процедура и инструкция: Испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того, как убрали таблицу – нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Материал: таблица с 12 картинками (мяч, часы, топор, гриб, кубик, машинка, ель, пирамидка, пистолет, дом, кот, бабочка).

Оценка результатов: Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов:

Высокий уровень – 2 балла – более 6 правильных ответов;

Средний уровень – 1 балл – 5-6 правильных ответов;

Низкий уровень – 0 баллов – менее 5 правильных ответов.

В). Исследование состояния оперативной зрительной памяти

Процедура и инструкция: Ребенку последовательно, на 15 с. каждая, предлагаются 3 карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее на 1 мин. предлагается матрица, включающая 18 разных треугольников, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок видел на отдельной карточке. Предлагается отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Материал: 3 карточки с изображенными на каждой 6 по-разному заштрихованных треугольников; матрица из 18 по-разному заштрихованных треугольников.

Оценка результатов: По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников, затем их общая сумма делится на 3. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Для определения среднего количества допущенных ребенком ошибок среднее количество правильно указанных треугольников вычитается из шести.

Высокий уровень – 2 балла – правильное и быстрое выполнение заданий, ребенок допускает в среднем 1-2 ошибки;

Средний уровень – 1 балл – ребенок допускает в среднем 3-4 ошибки;

Низкий уровень – 0 баллов – ребенок допускает в среднем 4-6 ошибок.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Игры для выявления и абстрагирования свойствИгры для выявления и абстрагирования свойств «Найди клад или мышку» Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Ход игры:.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии
Опубликовано: 8 мая 2023 в 09:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД