Карина Буракова
Дидактическая игра как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество требует от человека высоко развитых интеллектуальных способностей, с творческим подходом к решению возникающих проблем. Современное образование одним из приоритетных направлений ставит развитие мыслительных процессов ребенка, а в частности логического мышления ребенка.
Мышление рассматривается как теоретическая и практическая деятельность человека, которая включает в себя систему действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Элементы логического мышления у ребенка начинают формироваться с включением речи. Логическое мышление представляет собой один из способов формирования глубоких знаний и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Логическое мышление рассматривается как умение ребенка понимать рассуждения и самому выстраивать рассуждения с помощью слов и анализа ситуации или взаимосвязи предметов.
Развитие логического мышления ребенка обычно делят на два этапа. На первом этапе происходит усвоение ребенком значения слов, в том числе абстрактного содержания. На этом этапе ребенок учится оперировать этими словами, пользоваться ими при решении поставленных задач. На втором этапе ребенок познает систему понятий, которые описывают отношения между предметами, ребенок усваивает правила логических рассуждений.
Логическое мышление помогает ребенку осваивать закономерности, которые определяют развитие природных процессов, развитие общества. На основе логического мышления ребенок учиться абстрактно решать мыслительные задачи. Важным новообразованием старшего дошкольного возраста является развитие такой особенности мышления, которая помогает ребенку видеть относительность определенной логической системы, с помощью чего избегать противоречий, связанных с системой.
В психологии проблемами мышления занимались такие учение как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.
В книге Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что «нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой».
П. Я. Гальперин в книге «Психология человека : от рождения до смерти» пишет, что «развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, манипулированием.
Объективно существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью воспитателей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему в исследовании: выявление эффективных средств развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Дидактическая игра как средство развития логического
мышления детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать значение дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если систематически использовать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести диагностику уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести контрольное исследование уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования: являются труды Н. Н. Поддъякова о мышлении дошкольника и П. Я. Гальперина.
Методы исследования: анализ литературы, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, статьи.