Анджела Рахматулина
Дидактическая познавательная игра по развитию умственных и мыслительных способностей «Кто какой?»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Кто какой»
Предпосылки для создания дидактической игры : обогащение познавательно- развивающей
среды и пополнение дидактической базы в уголке интеллектуального и сенсорного развития.
Вид дидактического пособия –обучающая, развивающая, дидактическая игра.
Цель: систематизация знаний о качествах и свойствах предметов, понимать существующие
Публикация «Дидактическая познавательная игра по развитию умственных и мыслительных способностей „Кто какой?“» размещена в разделах
между ними связи и отношения, формирование познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Исходя из поставленной цели, выделила следующие задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство самостоятельному познанию и размышлению.
- формирование у детей диалектического мышления- способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, умение делать выводы и
устанавливать причинно – следственные связи;
- формирование умений добывать знания, искать пути решения проблемных ситуаций;
- воспитывать настойчивость, стремление к победе, дружелюбия, коммуникативных и волевых качеств;
Актуальность:
Обучение детей познавательно – исследовательской деятельности начинается с цикла образовательных ситуаций. С самого раннего детства ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природные явления.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка разворачивалось в процессе саморазвития. Чем разнообразнее и интереснее поисково- исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности ребенок обращает внимание на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения.
Мир физических явлений окружающий детей, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как к компоненту общих умственных способностей.
Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций.
Способность к преобразованию представляет собой действия, позволяющие оперировать отношениями противоположности, характеризующими ситуацию. Для того чтобы превращения в окружающем мире были замечены детьми, стали импульсом к развитию творческого мышления, дошкольник должен сам исследовать, важно чтобы он совершал конкретные действия и обнаружил существенные отношения.
Познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения, взаимозависимости.
Дидактический материал эффективен для развития творческих способностей, интеллектуальной инициативы и познавательной активности детей, проявляются возможности для развития воображения, мышления, раскрытия творческого потенциала. Перед детьми ставятся задачи на выполнение основных логических действий: классификации (отнесение предметов к группе на основе заданного признака, сериации (размещение предметов в заданной последовательности). Выполнение этих действий способствует формированию у детей основ логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.
Предварительная работа:
Изготовление дидактической игры. Для этого понадобились: различные картинки, из которых можно сделать разные наборы для использования в разных вариантах игры.
В условиях детского сада данная дидактическая игра может быть использована на занятиях, вне занятий и свободное время.
Описание дидактической игры :
Дидактическая игра представлена в виде наборов карточек, которые могут быть выстроены в определенной последовательности, согласно заданию.
Эти задания группируются следующим образом:
1. Задания на замещение предметов;
2. Задания на использование логических отношений;
3. Задания на создание новых образов;
Первый тип заданий предполагает использование детьми различного рода заместителей, обозначение при их помощи разнообразных предметов. В некоторых заданиях заместители обладают сходством с обозначаемыми предметами по тем или иным признакам, а у других имеют чисто условный характер.
Второй тип заданий способствует освоению логических операций. Он требует группировки объектов или их расположение по определенному принципу на основе выделения и учета существенных признаков.
Третий тип представляет особую группу заданий, в которых обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов.
В принципе все задания на развитие умственных способностей и воображения допускают самые различные варианты решений. Дети самостоятельно должны варьировать материал и приемы использования (придумывать всевозможные варианты решений, предлагать разные типы
заместителей, различные их сочетания).
Выполнение этих заданий способствует формированию у детей основ логического мышления, умения рассуждать и доказывать, развитию связной речи, мыслительных процессов, необходимых для успешного обучения в школе.
Играя в дидактическую познавательно- развивающую игру «Кто какой» дети решали умственные задачи, которые стимулировали познавательные интересы, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью, развитие психологических и коммуникативных качеств, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, формирование получения новых знаний, замыслов, конструкций, дальнейшее развитие воображения, умения придумывать различные ситуации и сюжеты, развитие умения логически мыслить.
Дидактическая игра «Кто какой?».
Цель: учить детей располагать предметы в заданной последовательности, рассуждать логически, учить классифицировать предметы по заданию, анализировать и обобщать выполненное задание.
Рекомендуем следующие наборы- задания:
1.«Кто старше»- на карточках изображены дедушка, папа, школьник, дошкольник, младенец. На обратной стороне карточек нарисованы полоски разной длины: самая длинная- дедушка, короче – папа, еще короче - школьник, и т. д до самой короткой – младенец.
2.«Что теплее?»- на карточках изображены зимнее пальто, плащ, теплый костюм, платье, купальник. На обратной стороне – соответственно полоски уменьшающейся длины.
3.«Кто веселее?» - на карточках нарисовано лицо человека с последовательно меняющимся выражением лица: от самого веселого до грустного (пять вариантов). На обратной стороне каждой карточки – полоска нужной длины.
4.«Кто сильнее?» - на карточках изображения разных животных: тигр- (самая длинная полоска, волк, лиса, заяц, мышь (самая короткая полоска).
5.«Что быстрее?» - изображены различные виды транспорта: самолет
(самая длинная полоска, поезд, легковой автомобиль, автобус, пароход (самая короткая полоска).
6.«Что ярче светит?» - карточки с изображением свечки, настольной лампы, люстры, прожектора, солнца – на обратной стороне карточек полоски соответствующей длины.
7.«Что тяжелее?» - на карточках изображены предметы примерно одного размера: гиря, арбуз, полено, резиновый мячик, воздушный шарик- на обратной стороне каждой карточки полоски нужной длины.
Дидактическая познавательная игра «Кто какой?»
Цель: учить детей располагать предметы и объекты в определенной последовательности, развивать мыслительные способности, развиватьвнимание, память, речь детей.
Ход игры.
Воспитатель раздает каждому ребенку по набору заданий и говорит, что нужно быстро разложить карточки по порядку, по заданному признаку, соответствующие заданию. Когда все дети выполнят задание, воспитатель просит их перевернуть свои карточки и рассмотреть полоски на обратной стороне. Если задание выполнено верно, то полоски должны построиться от большой к маленькой, постепенно уменьшаясь. Если допущена ошибка,то последовательность нарушается. Ребята, допустившие ошибки, исправляют их. Затем опять переворачивают карточки и проверяют, правильно ли выполнено задание. Тот, кто выполнил задание правильно, и быстрее всех, получает фишку.
]