Папки-передвижки

Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Щеголькова Марина Юрьевна
Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

На сегодняшний день процесс нравственного воспитания относится к достаточно продолжительному явлению, которое способно длиться в течение всей жизни, однако сам процесс начинается уже с этапа дошкольного возраста. Главной задачей нынешнего образования становится оптимизирование хода нравственного воспитания. Результативность процесса нравственного воспитания формирует соответствие используемых внутри него педагогических средств, среди которых находится дидактическая сказка.

Публикация «Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дидактическая сказка играет значимую роль в совокупности педагогических средств нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Сказка специально разрабатывается для того, чтобы обучать и развивать моральную и нравственную компетентность детей [2, с. 104].

Дидактическая сказка применяется в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Задачей сказки является передача ребенку определенного нового знания, умения, демонстрация значимости нравственного поступка и действия. Такая сказка имеет финал, связанный с маленьким заданием темы сказки, которая должна быть выполнена ребенком в домашних условиях.

Дидактическая сказка относится к категории обучающих сказок, цель которых подразумевает собой рассказ новых терминов и заложение фундамента знаний. В дидактической сказке предметы и овощи могут быть одушевленными для того, чтобы ребенок получил информацию о животных и растениях, модели поведения и т. п.

Посредством дидактической сказки детей учат делать выводы на основе удач и неуспехов персонажей, оценивать возможности нравственного выбора в различных случаях, обучают рассуждению, обобщению, а также аргументации своего выбора.

Согласно Е. Г. Беляковой, в дидактической сказке обучающая задача характеризуется явным преобладанием. Интересуясь игровым замыслом, ребенок не акцентирует внимание на своем обучении, несмотря на присутствие сложностей, которые требуют пересмотра его взглядов и действенных способов, включая осознанность модели поведения. Одновременно с этим применение дидактической сказки способствует снятию эмоционального напряжения ребенка, снижению тревожности, возбужденности, снятию недоверия к себе и к окружающим, формируя уверенность в собственных возможностях [1, с. 65].

По мнению Н. В. Мельниковой, важным становится то, чтобы в процессе проигрывания дидактической сказки знания не передавались в готовом виде, а возникали в собственно процессе, в котором ребенок выполняет конструирование своей действительности в сказочном пространстве, обучается тому, что еще не умеет, не делал ранее [3, с. 78].

Аналогично остальным дидактическим материалам сказка включает в себя игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила взаимодействия. Целью дидактической сказка является несколько аспектов:

1) познавательный (ребенок узнает новые аспекты мироустройства, отношений с людьми);

2) воспитательный (нравственные ценности, которые следует привить детям).

Чтобы дидактическая сказка оставалась сказкой, а не превращалась только в усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т. е. той ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как интересную. Замысел сказки должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью дидактической сказки является свод правил, доводящих до сознания детей замысел сказки, действия и обучающую задачу.

Поскольку дидактическая сказка является для ребенка интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием, формируя нравственную основу.

Под руководством педагога дети могут инсценировать дидактическую сказку, получая собственный опыт соприкосновения с нравственными ценностями. Роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче детям знаний о нравственных нормах поведения, но и в организации работы по нравственному воспитанию таким образом, чтобы дети эмоционально включались в процесс, обнаруживали свое собственное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.

Таким образом, дидактическая сказка представляет собой специально создаваемую или адаптированную для обучающих целей сказку, преследующую выполнение функций учения и наставления.

Список литературы:

1. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка : Психологический аспект. – Тюмень: ТГУ, 2019. – 151 с.

2. Маркова В. А. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 104-110.

3. Мельникова Н. В., Коновалова О. В. Психология нравственности : учебное пособие. – Щадринск: Исеть, 2014. – 158 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 20:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД