Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Наталья Кочка
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова

Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В.

г. Подольск

2017 г.

Пояснительная записка

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слог- это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые: Левина Р. Е., Лалаева Р. И., В. А. Ковшиков., Агранович З. Е., Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. и др.

Нарушения слоговой структуры слова проявляются следующим образом:

1. Нарушение количества слогов (сокращение, увеличение числа слогов).

2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов).

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог).

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение слов).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с нарушениями речи. Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова. Стойкое искажение слоговой структуры наблюдается при различных нарушениях речи (алалии, дизартрии, заикании, афазии, ринолалии).

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.

Нарушения в формировании слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Однако механизмы нарушений звуко-слоговой структуры у детей с разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Игра «Слоговые тучки»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: три тучки со слоговыми схемами и капельки с изображением различных животных и предметов.

Ход игры

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Шапки серые плывут,

На прохожих дождик льют. (Тучи)

Педагог сообщает детям, что это слоговые тучки, из которых идёт необычный дождик. На каждой капельке есть картинка какого- либо предмета или животного. Ребенку предлагается разделить слова на слоги и определить, из какой тучки капает эта капелька дождя.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит нужную тучку. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: «В слове коза два слога».

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Игра «Слоговой дождик»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: «тучка» и «капельки», список слов различной слоговой структуры.

Ход игры: логопед предлагает отгадать загадку:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Педагог сообщает детям, что это не простая тучка, а слоговая и предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. Ответы детей должны быть полными, например: «В слове коза два слога».

Игра «Веселая капель»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова и определять место ударения.

Возраст: игра рассчитана на детей 6- 7 лет.

Оборудование: «карниз с сосульками», «тучка» и «большие и маленькие капельки», слова различной слоговой структуры.

Ход игры: логопед предлагает детям отгадать загадку:

Снег в лесу.

Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу

Звонко капает (капель)

Педагог предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель. Большой капелькой нужно выделить ударный слог.

Слова с ударение на первом слоге: Аня, удочка, ласточка, ветка, кубики.

Слова с ударение на втором слоге: малина, собака, лягушка, лопата.

Слова с ударение на последнем слоге: телефон, сапоги, пирожки, столы.

С тучкой проводится аналогичная игра.

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина, Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос, Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок.

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка, Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка, держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух, Сергей, Матвей, Антон, Павлик, Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил, блюдо, блины, слоны, стена, Плавать, глотать, стучать, Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин, пеликан, пирожок, самолет, ледокол,

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

12. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов:

черепаха, пианино, пуговицы, балерина, Василиса, кукуруза, лягушата, водолазы, горошина, гусеница

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии».

3. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004.

4. Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Разложи одежду» для формирования звуко-слоговой структуры слов у детей дошкольного возрастаДидактическое пособие «Разложи одежду» для формирования звуко-слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста Данное пособие, состоящее из красочно оформленной папки в виде платяного шкафа. Внутри папки – шкафа размещены три полки (верхняя, средняя,.

Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.

Конспект открытого логопедического занятия: по формированию слоговой структуры слова «Путешествие в осенний лес». Путешествие осенний лес. Цель: -Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Задачи: -Совершенствование.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова. 1 Форма проведения занятий – индивидуальная. Общее количество занятий – 20. Количество занятий в неделю -1. № Зан-я Тема занятия Цель занятия.

Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.

Конспект логопедического занятия «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» (старший дошкольный возраст) ОГКСУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда». Конспект коррекционно-развивающее логопедического.

Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием.

Тема НОД: Лексическая тема «Зима». Формирование слоговой структуры слова. Т Цель: формирование слоговой структуры слова на базе лексической темы «Зима». Коррекционно – образовательные задачи: - формировать представления.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 20:39
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

19 января. Всемирный день снега

Начиная с 2012 года, в странах, где есть зима, стало на одну хорошую традицию больше. По инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS), в предпоследнее воскресенье января стал отмечаться...

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Замке Превращений...
Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Замке Превращений наряжали ёлку». Блог. Лариса Гацко. Цель: развивать умения придумывать и...
Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами»
Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью таких занятий....
НОД по образовательной области «Познавательное развитие «Кто живет в лесу?»
Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса ( медведь, белка, заяц, лиса, их местах обитания, подготовке к зимнему времени года....