Зинаида Курова
Конспект логопедического занятия «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКСУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда»
.
Конспект коррекционно-развивающее логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»
Образовательные области:
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Публикация «Конспект логопедического занятия „Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Учитель-логопед : Курова З. Н.
2016-2017 учебный год
Тип НОД: логопедическое занятие по закреплению знаний, умений, навыков. Вид НОД: занятие - театрализованная игра. Возраст детей : подготовительная группа. Цель: формировать умение правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать умение координировать речь с движением, чувство ритма и силу голоса; развивать умение делить слова на слоги; расширять представления о посуде, её назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана; формировать понятия столовая, кухонная посуда; совершенствовать моторные функции, мимику, коммуникативные умения в процессе взаимодействия; создавать условия для формирования чувства ритма и творческих способностей; совершенствовать правильное произношение поставленных звуков. Коррекционно-развивающие: продолжать правильное произношение гласных звуков; развивать умение классифицировать предметы по заданным признакам; развивать ориентировку в пространстве, мышление, память, внимание; развивать общую, мелкую и пальчиковую моторику. Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к старшим; формировать навыки взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми; воспитывать бережное отношение к посуде. Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение, инструкции, художественное слово, драматизация); наглядные (демонстрация, иллюстрирование); практические (дидактическая игра, тренировочные упражнения.) Приемы: показ, объяснение, чтение, планирование схем движения, сюрпризный момент, отгадывание загадок, напоминание, ответы на вопрос поискового характера; проговаривание хором и индивидуально, поощрение, чтение стихотворения. Словарная работа : лексическая тема «посуда» Оборудование: Демонстрационный материал: макет «Лес», предметные демонстрационные картинки с изображением посуды, кухни, столовой; канат для изображения круга, перчаточная кукла Федора, схемы артикуляции гласных звуков, магнитная азбука, 2 кегли, прищепки, разрезные картинки, две аудиозаписи: пение слогов, для игры на ложках. Раздаточный материал: игра «Слоги» автор Е. В. Васильева, массажные мячи, зеркала индивидуальные, тактильные коврики, тренажер Г. Зигебарт для развития межполушарного взаимодействия, клей, заготовки машин из картона с контурами предметных картинок и со схемой движения с противоположной стороны, маленькие фотографии детей, слоговые таблицы с индивидуальными заданиями, деревянные ложки; Индивидуальная работа: каждый ребенок выполняет свое задание по автоматизации поставленного звука под контролем логопеда и самостоятельно.
Структура НОД : 1. Водная часть: Организационный момент; прохлопывание «Здравствуй-здравствуйте»; игра «Берем-отдаем», тактильно-кинестетическое упражнение «Что произошло?»; упражнение на развитие межполушарного взаимодействия «Привет, все хорошо!»; сюрпризный момент появление Федоры. 2. Основная часть: артикуляционная гимнастика «В гостях у язычка»; упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Пыхтящий чайник»; повторение артикуляции гласных звуков по схеме; чтение слогов сначала вместе с логопедом, затем по индивидуальным слоговым таблицам с использованием тактильных ковриков по Е. А. Архиповой; игра «Слоги» (подбираем предметные картинки с заданным слогом, считаем количество слогов в слове методом отстукивания); физминутка: ритмическое упражнение «Лес»; упражнение «Эхо» - развитие силы голоса; игра «Какая бывает посуда?» расставляем посуду по назначению;
игра «Едем за покупками для бабушки Федоры» классификация по группам (посуда, мебель, одежда, обувь, движение по схеме; 3. Заключительная часть: подведение итога занятия; игра на ложках под русскую народную мелодию.
Ход НОД
1.0 Организационный момент.
Логопед : 1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть! (Дети становятся в круг из каната, разложенного на полу в форме круга и логопед продолжает). Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе встретились. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот обиды, и огорчения! (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот 5-6 раз). 1.1 Логопед : Сейчас мы с вами поздороваемся по-особенному (прохлопываем слова здравствуй-здравствуйте, обращаясь к каждому ребенку). 1.3 Мы с вами стоим в кругу, а круг у нашего народа обозначает уют, тепло и защиту. Даже гнездо у птиц имеет форму круга. В народе говорят: в кругу семьи, в кругу друзей. Вот и мы сейчас присядем в наш круг и поделимся друг с другом хорошими пожеланиями, а поможет нам мячик. (Проводится игра «Берем-отдаем» и кинезиологическое упражнение «Привет, все хорошо!» : дети попеременно одну руку с вытянутой ладонью приставляют к виску, другую с зажатыми пальцами в кулак и поднятым большим пальцем, вытягивают вперед.) 1. 4Сюрпризный момент:
(Логопед, воспользовавшись моментом, когда дети садятся, надевает на руку перчаточную куклу Федора.) Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости: «Я бабушка Федора из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе». Однажды со мной случилась беда. От меня сбежала посуда, потому, что я за ней не ухаживала, а только марала, кидала, разбивала. Только тогда я узнала, как трудно жить без посуды, когда посуда меня покинула. Вот послушайте что со мной тогда было:
«…бедная баба я,
И плачу, и плачу я.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе было мне!
Горе!» Пришла я к вам за помощью. Помогите мне старой бабушке вот в каком деле. Стала я забывать какая посуда для чего служит и как называется. Логопед : Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.
Но, сначала мы вспомним правило:
Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
Никогда мы не спешим.
2. 0 Основная часть: Заглянем к язычку в гости и узнаем какие домашние дела бывают утром. 2.1 Артикуляционная гимнастика «В гостях у язычка» : Упражнения: «Птенчик», «Улыбка», «Слоник», «Окошечко», «Заборчик», «Часики», «Расческа», «Блинчик», «Месим тесто» контролируя движения в индивидуальном зеркальце. (Рассказывается сказка про язычок, о том, как он просыпается, потягивается, вытягивает, шейку, улыбается, смотрит в окошечко, в окошечке видит заборчик, смотрит на часы, расчесывается перед зеркалом, ставит сковороду на плиту, месит тесто, жарит блинчик, охлаждает его, проглатывает слюнки и выходит на улицу.) 2. 2 Развитие речевого дыхания и голоса:
Расскажем Федоре и покажем, как кипит чайник. (Пыхтящий чайник. «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!» и др. варианты хором и индивидуально, громко и тихо, быстро и медленно.) 2.3 Повторение артикуляции гласных звуков. Чтобы нам легче было рассказывать бабушке Федоре о посуде и бытовых предметах, необходимо правильно произносить звуки. Начнем с гласных. (Сначала дети артикулируют под руководством логопеда, затем под музыку поют гласные, сопровождая движениями пальцев рук на тактильных ковриках.)
2.4 Чтение слогов. (Чтение слогов сначала вместе с логопедом, затем по индивидуальным слоговым таблицам с использованием тактильных ковриков по Е. А. Архиповой. Логопед вместе с Федорой контролирует чтение детьми слогов с недавно поставленными звуками.)
2.5 Игра «Слоги» (подбираем предметные картинки со слогом БА в начале и в конце слова, считаем количество слогов в слове методом отстукивания пальчиком по столу.)
3.0 Физминутка. Федора просит детей сходить в лес за оставшейся там посудой и правильно ее расставить. На столы выставляются таблички «стол» и «кухня», дети отправляются в импровизированный лес.) Ритмическое упражнение «Лес». Перед нами темный лес (хлопки в ладоши). Полон сказок и чудес. (шлепки по ногам). Нужно вместе здесь держаться, (стучать кулачками). Дружно всем перекликаться. («замочек» из пальцев)
4.0 Упражнение «Эхо» - развитие силы голоса. Логопед (громко) Ау! Дети (тихо) Ау! Логопед (громко) Даша! Дети (тихо) Даша. Логопед (громко) Дима! Дети (тихо) Дима! (Дети подходят к макету «Лес». На дереве с помощью прищепок прикреплены предметные картинки столовой и кухонной посуды)
4.1 Игра «Какая бывает посуда?» (Дети снимают с дерева картинки и раскладывают к табличкам «стол» и «кухня», вместе с Федорой дети проверяют правильность выполнения задания.)
4.2 Игра «Доскажи словечко» (Федора читает стихотворение, а дети дополняют названия посуды) Вся посуда разбежалась! У Федоры не осталось Ни бидона, ни бутылок, Ни беззубых, грязных… вилок. Нет покинутых сироток – Черных, гнутых… сковородок. Нет запачканных грязнуль – Битых, ломаных…кастрюль. Не видали близко люди И осколков грязных…блюдец, Убежавших от букашек Много дней не мытых…чашек, Скрывшихся от тараканов Мутных, треснувших… стаканов. Как Федора ни смотрела, Не нашла нигде… тарелок. Скрылся от Федоры …ножик, Нет больших столовых…ложек.
4.3. Упражнение «Прошагайте слова» (деление на слоги).
Ложка, сухарница, тарелка, вазочка, стакан. (Называют количество слогов). 4.4 Игра «Угадай слова по первому слогу.»
Мас (лёнка, каст….(рюля, ско (ворода, сал (фетница, се (ледочница) и т. д.
4.5 Разрезная картинка (Дети собирают разбитое блюдце. Федора расстроилась, что у нее разбилось любимое блюдце. Логопед подсказывает съездить за покупками в магазин за новыми вещами для бабушки.)
5.0 Едем за покупками для бабушки Федоры. (Дети рассаживаются за столы, им раздаются заготовки грузовичков, на лицевой стороне которых контуры тех предметов, которые нужно купить для бабушки. С изнаночной стороны, нарисована схема движения, для каждого своя. Дети приклеивают картинки, встают на исходную позицию и двигаются по комнате согласно инструкции. Когда дети выполнят задания, логопед спрашивает у каждого ребенка что он привез из магазина одним словом «посуда», «мебель», «одежда», «обувь»).
6.0 Заключительная часть. (Федора благодарит детей за помощь.) Дорогие ребята, спасибо вам за помощь. Теперь я не буду путаться в названиях посуды. Я узнала, что посуда бывает кухонная и столовая. Вы даже съездили в магазин за покупками. А еще, посуда может являться музыкальным инструментом, например, деревянные ложки. Сейчас представим, что мы музыкальный ансамбль и на прощание сыграем на ложках.
6.1 Игра на ложках. (Звучит русская народная мелодия. Дети под музыку играют на ложках, стараясь попадать в ритм мелодии. Федора угощает детей сладостями и прощается.) Какая хорошая музыка у нас получилась, вот порадовали детки. У каждой бабушки для детей припасены гостинцы, вот и у меня для вас есть сладости. (Дети уходят.)