Татьяна Петрова
Дидактические игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная ориентация дошкольников является широким полем деятельности для педагогов.
Выбирать свою будущую профессию ребенку должны помочь как семья, так и дошкольная образовательная организация. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром уже происходит в дошкольном возрасте. Дети через сказки, телевидение, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях. В зависимости от воспитания ребенка, привития ему ценности труда способностей, а также психологических особенностей темперамента и характера, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Уже в дошкольный период ребенок должен знать, кем работают его родители и кем работали бабушки и дедушки. Ребенка надо знакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда станет взрослым. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому, чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. В дошкольном возрасте подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать по мнению родителей (так как, например, многие в роду работают в этой сфере). Подготовка заключается в том, чтобы действительно познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. У ребенка необходимо развивать веру в свои силы путем поддержки его начинаний (например, в творчестве, спорте, технике и т. д.). Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Ознакомив детей с ТНР различными видами профессий, дети в итоге будут:
- понимать, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважать тех, кто трудится и ценить плоды их труда;
- ознакомлены с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учиться труду, овладевая необходимыми навыками, трудиться, принося пользу людям, и развивать свои трудовые способности.
Знакомством детей с трудом взрослых является не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школьном возрасте.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
Задачи работы по профориентации с детьми 5-7 лет :
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов.
Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому наша деятельность (педагогических работников) по реализации задач профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций).
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к очень важным задачам дошкольного образования; и успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Дидактические игры по теме «Профессии»
Д/и «Кто где работает?»
Цель: уточнение представлений детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Ход игры : педагог называет профессию, а дети рабочее место данной профессии.
Воспитатель – в детском саду (группа);
учитель – в школе (класс);
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе (кабинет);
повар –столовой, ресторане, кафе (кухня… и т. д.
Д/и «Кто это знает и умеет?»
Цель: расширение представлений детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Ход игры : педагог перечисляет, какими знаниями и умениями обладает сотрудник детского сада, а дети должны догадаться и ответить, о ком идет речь.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает состояние артикуляционного аппарата, занимается формированием красивой грамотной речи…учитель-логопед и т. д.
Д/и «Кто это делает?»
Цель: упражнение детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Ход игры : Педагог перечисляет действия, а дети должны ответить к какой профессии эти действия подходят.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.
Д/и «Кто что делает?»
Цель: расширение и уточнение представлений детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Ход игры : педагог называет профессию, а дети должны назвать как можно больше трудовых действий данной профессии.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Помощник воспитателя моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д.
Д/и «Исправь ошибку»
Цель: формирование умения находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.
Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширение представлений детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Материал: предметные картинки
Ход игры : педагог перечисляет предметы, а дети должны назвать профессию, в которой эти предметы необходимы.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. д.
Д/и «Кому что нужно для работы?»
Цель: расширение и развитие представлений детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Материал: предметные картинки
Ход игры : Педагог называет профессию, а дети то, что требуется для данной профессии.
Учитель - указка, учебник, мел, доска…
Повар – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водитель– автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.
Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: развивать умение соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Ход игры : детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
Д/и «Кто больше назовет действий?»
Цель: формирование умения соотносить действия людей различных профессий.
Материал: мяч
Ход игры : педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Д/и «Продолжи предложение»
Цель: развитие умения заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Ход игры : педагог начинает предложения, а дети по очереди заканчивают.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,
Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты).
Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)
Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.
Д/и «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Материал: фотографии сотрудников детского сада.
Ход игры : педагог предлагает детям назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)
Задачи: формирование у детей умения составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Материал: фотографии сотрудников детского сада.
Ход игры : детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т. п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закрепление представлений детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Ход игры : педагог начинает предложение со слов если бы не было и называет одну из профессий, после чего дети самостоятельно должны закончить предложение.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т. д.