Папки-передвижки

Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста

Ольга Берестова
Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Нельзя переоценить роль родного языка, который может помочь людям прежде всего детям, осмысленно понимать окружающий мир и считается средством общения. Дети, которые не получили в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большущим трудом наверстывают упущенное, в будущем данный пробел в развитии воздействует на его дальнейшее развитие. Как раз в раннем возрасте надо обогащать словарь ребёнка, приучать детей пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Публикация «Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Игра больше чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она считается наилучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.

Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая конкретную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Дидактическая игра считается одним из эффективнейших средств развития словаря детей-дошкольников, потому как выполняет функцию средства обучения, служит одним из ведущих средств развития речи детей. Она может помочь усвоению, закреплению знаний. Внедрение дидактической игры увеличивает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшему усвоению речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и моральное развитие детей.

Дидактическая игра создает подходящие условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является катализатором многих психических процессов, связанных с познанием разных предметов в дошкольном возрасте.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, которая отличает ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными компонентами игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Главная особенность дидактических игр определяется их названием: это игры обучающие. Эти игры содействует развитию, создаются взрослыми для воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется сквозь игровую задачу, игровые действия, критерии.

Дидактические игры характеризуются наличием задач учебного характера - обучающее задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но превращают ее в занимательную для детей форму. Примеры обучающих задач: научить детей идентифицировать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»). Развивать представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает», или одежде («Кукла Катя идет на прогулку», формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки, развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающие задачи воплощаются авторами игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют детки.

Детей привлекает в игре не обучающая задача, заложенная в ней, а возможность проявлять активность, выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, если игрок не обладает знаниями, умственными способностями, которые заложены в обучающей задаче, не сумеет удачно выполнить игровые действия, добиться результата. Приведем пример, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемы через представления (не обучающая задача как это бывает на занятиях, а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.). Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей. Развивать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это длинное ушко» - от картинки с зайчиком. А кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т. е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазы, где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей, классификация. Совершенствовать речь умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение. Описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи. Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитатель но - образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»). О литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»). О нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль над этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию речи ребенка.

Требования к игрушкам:

Игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т. е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, птицам, мебели и т. д. ; должна соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной величины, цвета и материала.

Игрушка должна быть динамичной, давать детям производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и т. д.

Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытьё, протирание дизинфецирующими растворами, проглаживание).

Требования к картинкам:

Картинка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка.

Методика проведения дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенного возраста;

определение наиболее удачного времени проведения дидактической игры;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

определение количества играющих;

подготовка необходимого дидактического материала;

подготовка к игре как детей, так и воспитателя.

Проведение дидактических игр включает :

ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в ходе игры;

объяснение хода и правил игры;

показ игровых действий, в процессе которого дети учатся правильно выполнять действия;

подведение итогов игры – это ответственный момент, так как по результатам можно судить об эффективности игры, о том, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет в будущем совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Руководя играми, педагог должен использовать разнообразные средства воздействия на детей : выступая в качестве участника направлять игру, поддерживать инициативу, сопереживать и радоваться вместе с детьми. В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Дети раннего возраста еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними воспитатель принимает самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности

детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий,

уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью

увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.

Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство.

Поэтому нужно стараться уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, стоит вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу.

О дидактических играх можно узнать из следующих источников:

Акимова, Г. Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».

Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

Ермакова, И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для

самых маленьких.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду.

Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учебн. пособие. /Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М. : Просвещение, 1984.-240с

А. Андреева «30 уроков мелкой моторики рук»

Е. С. Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом»

Бубнова А. Х. «Развитие речи».

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя осваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 12:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Берестова (УИ 1707284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД