Папки-передвижки

Дидактические игры по развитию диалогической речи

Вера Шадчина
Дидактические игры по развитию диалогической речи

дидактические игры по развитию диалогической речи

СОРОКА И МЫШЬ

1. Мышка-трусишка, ты треска боишься?

2. Ни крошки не боюсь!

3. А громкого топота?

4. Ни капельки не боюсь!

5. А страшного рёва?

6. Нисколечко не боюсь!

7. А чего же тогда ты боишься?

8. Да тихого шороха.

Н. Сладков

1. Изобрази шорох, топот, рёв.

2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).

Публикация «Дидактические игры по развитию диалогической речи» размещена в разделах

3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

СОРОКА И ЗАЯЦ

1. Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

2. Э-э, Сорока, всё равно плохо.

3. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

4. Э-Э, Сорока, невелико счастье!

5. Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

6. Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья.

Н. Сладков

1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?

2. Как ты понимаешь слово ДУША?

3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

1. Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

2. Я-то? Да ем.

3. А днём?

4. И днём ем.

5. А утром?

6. И утром.

7. А вечером?

3. И вечером.

4. А когда же ты не ешь?

5. Когда сыт бываю.

6. А когда ты сытым бываешь?

7. А никогда.

Н. Гладков.

1. В какое время суток медведь не ест?

2. Утро, день, вечер - это СУТ.

3. Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

ЯМА

1. -Яму копал?

2. -Копал.

3. В яму упал?

4. Упал.

5. В яме сидишь?

6. Сижу.

7. Лестницу ждёшь?

8.-Жду.

9. Яма сыра?

10. Сыра.

11. Как голова?

12. Цела.

13. Значит, живой?

14. Живой.

15. Ну, я пошёл домой.

О. Григорьев

1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).

2. Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

1. Кто там ходит в огороде?

2. Это я, козёл Мефодий.

3. По каким таким делам?

4. Помогаю сторожам.

5. Я капусту охраняю

6. Каждый лист оберегаю.

7. Почему капусту вдруг,

8. А не редьку и не лук?

9. Ты забыл о них, выходит?

10.-Ничего я не забыл,

11. Но на всех не хватит сил.

12. Лук стеречь я не умею,

13. А от редьки я худею.

14. А капуста - хороша,

15. И нужны ей сторожа,

16. Потому что самый вкусный,

17. Самый вкусный лист капустный.

А. Крылов

1. Какие овощи растут на огороде?

2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).

Назови ласково: капуста -. (капусточка, лук. (лучок).

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

1. Здравствуй!

2. Здравствуй!

3. Как дела?

4. На рыбалке я была.

5. Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

6. Где же твой рыбак? Попался?

7. Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?

2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

КТО КОГО

1. Кто кого обидел первый?

2. Он меня!

3. Нет, он меня!

4. Кто кого ударил первый?

5. Он меня!

6. Нет, он меня.

7. Вы же раньше так дружили!

8. Я дружил.

9. И я дружил.

10. Что же вы не поделили?

11. Я забыл.

12. И я забыл.

В. Орлов

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

СТУК-СТУК

1. Стук-стук!

2. Кто там?

3. Мяу-мяу, мяу!

4. Кошка ты?

5. Мяу-мяу, мяу - Я!

6. Кошка, хочешь молока?

7. Стук-стук!

8. Кто там?

9. Ав-ав-ав! Это - Я!

10. Я за косточкой пришла!

1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)

2. Кто что ест?

3. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

4. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

МЫШКА

1. Что ты тащишь, мышка?

2. Сыр несу детишкам!

3. Где взяла?

4. Купила, крону заплатила!

5. Что ты сдачу не взяла?

6. А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

1. Чем ещё питается мышка?

2. Где живёт мышка? (в норке)

3. Кто у мышки детки? (мышата)

4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

ЁЖИК

-Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

-Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

1. Почему ёжик колючий?

2. Чем питаются ежи?

3. Кого боится ёжик?

4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).

5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

МЕДВЕДЬ

Ты куда идёшь, медведь?

В город, ёлку приглядеть.

Да на что тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты её?

В лес возьму, в своё жильё.

Что ж не вырубил в лесу?

Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

1. В какое время года происходит эта история?

2. Назови зимние месяцы.

3. В каком месяце встречают Новый год?

4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?

5. Как называется жильё медведя? (берлога)

6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л — твёрдый)

ИВАН

15. Где ты, брат Иван?

16. В горнице.

17. А что делаешь?

18. Помогаю Петру.

19. А Петр что делает?

20. Да на печи лежит.

1. Кто ленивый? Кто трудолюбивый?

2. Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

20. Филя, есть хочешь?

21. Да нет, батюшка, я перекусил.

22. А чем перекусил?

23. Да съел кусок пирога,

Горшок сметаны и решето калачей.

1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).

2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).

ВСТРЕЧА

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

1. Кто что должен убрать?

2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)

3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха — ежовый).

Да и нет»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- ОН лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

ВЫБИРАЮТ (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог :

— Динь-динь-динь.

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани. (Называется любой город.)

— И что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,

крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

«Вот так»

Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

— Как живешь?

— Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим

пальцем).

- А глядишь?

- Вот так (смотрят в бинокль).

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными:

— Как плывешь?

- А бежишь?

- Ждешь обед?

— Машешь вслед?

— Утром спишь?

- Как шалишь?

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

«Будь внимателен!»

Цель. Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я еду в гости.

— Я победила в конкурсе воспитателей.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Угадай, кто я»

Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Ход игры

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например:

— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты – Жихарка.

— Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

«Кто кого запутает»

Цели. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

Материал. Картинки с изображением животных.

Ход игры

Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.

Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.

— Это тигр.

— А по-моему, это заяц.

— Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.

— Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.

— Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек.

— А этот, может быть, убежал из зоопарка.

Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди.

Вариант игры.

Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т. п.

«Так бывает или нет?»

(«Небылицы»)

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога : не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

— Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

— Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.

Сделали из снега горку и стали с нее кататься.

— Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.

— У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:

сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

«Ошибка»

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».

Примеры суждений:

— Карлсон жил в маленьком домике у леса.

— Пятница идет после среды.

— Буратино — один из жителей цветочного городка.

— Мыть руки вредно для здоровья.

— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

— Если на деревьях есть листья, то это лето

«Передай письмо»

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал. Разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

— Если тебе нетрудно. — Будь добр.

— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.

— Сделай доброе дело, передай.

— Передай, пожалуйста.

«Волшебный ключ»

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

— Разрешите пройти.

— Разрешите, пожалуйста.

— Позвольте пройти.

— Пропустите меня, пожалуйста.

— Вы не могли бы пропустить меня?

— Если можно, пропустите, пожалуйста.

— Извините, я могу пройти?

«Сумей отказаться»

Цель. Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение, мотивируя свой отказ.

Ход игры

Водящий обращается по очереди к каждому игроку с побуждением; игроки отвечают, мотивируя свой отказ:

—Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти

зубы.

— Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.

— Урони эту чашку на пол!

— Простите, я не могу этого сделать: мне жалко разбить чашку.

Крикни громко: я самый ловкий!

— Простите, я не могу, ведь я не хвастун.

Водящему при этом можно присвоить какую-либо роль: Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т. д.

«Знатоки»

Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

Ход игры

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

— назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т. п. ;

— покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;

— расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т. п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать). ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры : «Приметы весны», «Животные нашего края» и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию речи в средней группе «Что перепутал Незнайка», «Цветик-семицветик»Дидактические игры по развитию речи в средней группе «Что перепутал Незнайка», «Цветик-семицветик» Дидактическая игра по развитию речи «Что перепутал Незнайка?» Цель: Формировать умение различать предметы, сходные по значению, развитие.

Дидактические игры и упражнения для развития речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются.

Дидактические игры по развитию речи в рамках тематических недель. Тема недели «Игрушки», «Детский сад и семья» Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки».

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры по развитию речи дошкольников (средняя группа) «Назови как можно больше предметов» ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания. ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди.

Дидактические игры по развитию речи дошкольников (старшая группа) ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ 1. «Слова - друзья» Цель: учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова- друзья к заданным словам;.

Конспект НОД по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада «А в санях сидит царица-белокожа, светлолица» Конспект НОД по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада «А В САНЯХ СИДИТ ЦАРИЦА - БЕЛОКОЖА, СВЕТЛОЛИЦА» Цель: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи».

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Дидактические игры «Поручения», «Лошадка и мышка» 1. Тема: Дидактические игры «Поручения», «Лошадка и мышка» 2. Возрастная группа: 1 младшая «Б» (2 - 3 года) 3. Составитель: Степанова Г.

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Выполнила: педагог Агаева. И. Ш Речь - одна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию диалогической речи
Опубликовано: 19 сентября 2017 в 10:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД