Саргылана Конобулова
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию речи
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактические игры способствуют развитию речи детей, их воображения, образного и логического мышления, а также развитию познавательных и умственных способностей. А. И. Сорокина справедливо указывает, что дидактическая игра должна быть подобна книге, чтобы через занимательный сюжет показывать многие явления жизни, уточнять представления детей о мире.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
В данной статье представлены разработанные мной дидактические игры для детей 5-7 лет, которые можно использовать на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.
С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом.
Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.
Дети очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.
По результатам анализа игры можно выявить способности детей и эффективности игры для использования детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Совместная деятельность родителей и педагогов дает более эффективный результат в работе с детьми.
Игра «Мягкие фишки»
Дидактическая задача : Научить детей правильно составлять и читать слова.
Материалы: Большие мягкие фишки, сделанные из материала и поролона.
Правила игры : Нужно составить слово по заданию взрослого или ребенка. Игра проводится как соревнование.
Игра "Придумай слова "
Дидактическая задача : Научить детей различать понятия звука и буквы, правильно составлять словаи выделять все звуки речи.
Материалы: Доска из трех полянок, кубики с предметными картинками, деревянные звуковые фишки и картонные звуковые фишки с буквами. На первой полянке дается задание, на второй ребенок сам выполняет задание, на третьей лежат фишки, кубики.
Правила игры : 1 вариант: На первой полянке фишка гласным звуком. Предлагается составить слова с заданным звуком.
2 вариант: На первой полянке фишка с буквой. Предлагается составить слова с заданной буквой.
3 вариант: На первой полянке фишка гласным звуком. Предлагается найти картинки с заданным звуком.
Можно придумать и другие варианты.
Игра «Кто быстрее выловит»
Дидактическая задача : Учить правильно и отчетливо произносить слова и составить предложение, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.
Материалы: Картинки и удочки с магнитиками.
Правила игры :Два рыболова ловят картинки, лежащие вниз рисунком, должны быстро произносить
слово и составить предложение.
Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.
Можно посоревноваться, кто больше составит предложение.
Игра "Кто составит больше слов "
Дидактическая задача : Развитие техники осмысленного чтения, звука-буквенного анализа, автоматизация звуков в словах.
Материалы: Пластмассовые кубики с буквами прикрепленные на спицах.
Правила игры : Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять буквы правого и левого кубиков так, чтобы они образовывали осмысленные слова.
Игра «Расскажи сказку».
Дидактическая задача : Учить детей составлять сказку, придумывать свои концовки, развивать творческое мышление.
Материал: Персонажи сказок из пустых банок и фетра.
Правила игры : дети выразительно рассказывают сказку или рассказ драматизируя их. Главное напомнить детям, что рассказ или сказка должен получится интересным и без повторов. Поощрять тех детей, которые придумали свои концовки к сказкам или рассказам.
Игра «Мутовка»
Дидактическая задача : Учить слиянию звуков в слоги, развивать речь, внимание.
Материалы: Основание этого пособия—картонный круг,по краю круга наклеиваются предметные рисунки, в центре вставляется деревянная мутовка со стрелкой.
Правила игры : 1 вариант: Игроки берут мутовку и вертятпо команде, называют изображенный рисунок, который указывает стрелка. Выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный.
2 вариант: Показать и прочитать нужный слог.
Игру можно проводить как соревнование.
Игра «Лыжники»
Дидактическая задача : Развитие умения устанавливать и правильно слышать место звука в слове. Учить находить звуки в начале слова, в середине или в конце, или в начале и в конце сразу.
Материалы: лыжники из картона.
Правила игры : Перед началом игры определить, по какому из вариантов: в начале слова, в конце слова. Побеждает тот, кто первым пришел на финиш. Игру можно усложнить.
Таким образом, главная цель данных дидактических игр, – вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь.
Список литературы.
1. Развитие игровой деятельности/ Под редакцией Н. Ф. Губанова-изд. :-М. Мозаика –Синтез, 2016.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-2-е изд. -М. : Мозаика –Синтез, 2011.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгеридр. ; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко-М. : Просвещение, 1989.