Папки-передвижки

Дидактические игры по развитию речи с детьми 4–5 лет

Светлана Макарова
Дидактические игры по развитию речи с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель ставит на стол ширмочку и производит за ней разные звуки: звенит колокольчиком, стучит молоточком, пересыпает камушки или горох, трубит в рожок и т. д. Дети должны сказать, какие звуки они слышат.

«Кто позвал?» 1Дети садятся в круг. Один из них закрывает глаза или поворачивается спиной. Кто - либо из детей произносит его имя, и водящий должен узнать, кто его позвал.

«Кто знает?» Воспитатель спрашивает: "Что делает врач, шофер, портной, учитель? и т. д.

Дети по очереди рассказывают

Ответивший правильно получает значок.

«Все по домам» Задача. Найти целое по его частям.

Публикация «Дидактические игры по развитию речи с детьми 4–5 лет» размещена в разделах

Ход. Педагог раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь «Все по домам!». Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист».

«Загадай, мы отгадаем» Задача. Описать предметы и найти по описанию.

Ход. Один ребенок выходит за дверь. Он водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растения.

«Опишите, я отгадаю» Задача. Найти растение по описанию взрослого.

Ход. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.

Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

«Где спряталась матрешка» Задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

Ход. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела» поиграть с ними в «прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза.

«Что изменилось?» Задача. Найти предметы по сходству.

Ход. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

«Угадай, что в руке?» Задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Ход. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

«Найди такой же» Задача. Найти предметы по сходству.

Ход. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза.

В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

Угадай растение по описанию Задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Ход. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», «на травку», затем просит сказать есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев. Первое описание дается в медленном темпе. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение, если могут назвать его.

«Чудесный мешочек» Задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Ход. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял».

«Угадай, что съел» Задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Ход. Воспитатель угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что ты съел. Найти такой же на столе».

«Опиши, мы отгадаем» Задача. Описать предметы и найти их описанию.

Ход. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.

«Загадай, мы отгадаем» Задача. Описать предметы и найти по описанию.

Ход. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски. Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети.

«Найди, о чем расскажу»

Задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

Ход. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину, окраску ствола, форму листьев, называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя «Раз, два, три - беги!».

«Где что можно делать?». Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

«С одним обручем» Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не»

Материал Обручи разных цветов, фигуры разных цветов.

Содержание»Вариант 1. Воспитатель предлагает положить все красные фигуры внутри обруча, все

остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные).

Вне обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (не красные).

Вариант 2. Воспитатель предлагает положить внутри обруча желтые фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не желтые).Вариант 3. Воспитатель предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные).

«Найди ошибку». Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко. Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем

«Так бывает или нет?». Цель: развивать логическое мышление, умение замечатнепоследовательность в суждениях. Ход игры : Воспитатель объясняет правила игры :- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну».

«Кто же я» Цель: указать названное растение.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко.

«Закончи предложение». Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью. (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

«У кого кто?». Ход игры : Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку

«Узнай, чей лист». Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

«Кто больше назовет действий?». Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия. Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. - Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

— Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.

«Какое что бывает?». Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение. Ход игры : Расскажите, что бывает: зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка. широкой - река, дорога, лента, улица и т. д. Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Да или нет». Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ход игры : Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?

Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!

«Игра в загадки». Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«Помнишь ли ты эти стихи?». Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры : педагог читает отрывки из стихотворений,

знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у. (зверей). Я (тигренок, а не (.).

Ветер по морю (.)

И (.) подгоняет. И т. д.

«Выдели слово». Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко. Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает Детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок.) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

«У кого какой цвет?». Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

«Когда ты это делаешь?». Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры : Воспитатель вызывает одного ребенка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

«Кто кем (был) будет?». Цель: развитие речевой активности. Ход игры : Ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет). яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д?». Если дети придумают несколько вариантов, например: из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом, хлеб (мукой, машина (металлом).

«Кто скорее соберет?». Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность. Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Кому что нужно?». Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

- Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

«Отгадай-ка!». Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

«Где что лежит?». Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например: «Мама принесла хлеб и положила его в. (хлебницу). Маша насыпала сахар. Куда? (В сахарницу.) Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу.)

«Догони свою тень». Цель: познакомить с понятием света и тени. Ход игры : Воспитатель. Кто отгадает загадку?Я иду - она идет,Я стою - она стоит,Побегу - она бежит. (Тень.)В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуем с тенью.

«Путешествие». Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов. Ход игры : Воспитатель выбирает одного - двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

«Подбери похожие слова». Цели: развивать слуховое внимания; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры : Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, кукушка, зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

«О чем я сказала?». Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры : Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка - голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка - у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика.

Нос - у человека, парохода, самолета, чайника.

Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

«О чем еще так говорят?». Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио.

Горький —перец, лекарство. и т. д.

«Что это значит?». Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов. Ход игры : Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?Свежий ветер - прохладный.

Свежая рыба - недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета — новая, только что купленная.

Свежая краска - незасохшая.

Свежая голова - отдохнувшая.

Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышный.

«Придумай сам». Цели: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.

«У кого кто?». Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры : Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

«Подбери нужное слово». Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход игры : Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова. «В аквариуме плавают. (рыбки).

«Снег тает, потому что.»

«Высоко на дубу сидит и каркает. (кто)» (Ворона.)

«На огороде вырос больной, зеленый. (огурец)» и т. д.

«Добрые слова». Цель: развитие речевой активности.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5–7 лет Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5-7 лет. 1.«Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи? Цель:.

Дидактические игры по развитию диалогической речи дидактические игры по развитию диалогической речи СОРОКА И МЫШЬ 1. Мышка-трусишка, ты треска боишься? 2. Ни крошки не боюсь! 3. А громкого.

Дидактические игры по развитию речи Дидактические игры по развитию речи Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактические игры способствуют.

Дидактические игры по развитию речи (младший дошкольный возраст) Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Дидактические игры по развитию речи в средней группе Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие.

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Выполнила: педагог Агаева. И. Ш Речь - одна.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по развитию речи детей» Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход: ребенок.

Дидактические игры по развитию речи на занятиях и в режимных моментах В детском дошкольном учреждении игра является ведущим видом деятельности. Значение дидактических игр по развитию речи на занятиях и в режимных.

Музыкальные дидактические игры для работы с детьми 5–7 лет. Раздел «Восприятие музыки» Игра №1 "Определи настроение в музыке" Цель: расширять словарный запас детей. Игровой материал: карточки из цветной бумаги разных оттенков,фонограмма.

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игрыПроект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры. Вид проекта: интегративный, коммуникационный. Продолжительность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию речи с детьми 4–5 лет
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 21:19
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию речи с детьми 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Макарова (УИ 269084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД