Папки-передвижки

Дидактический материал по развитию речи, с использованием Блоков Дьенеша

Раиля Габдулхаева
Дидактический материал по развитию речи, с использованием Блоков Дьенеша

Дидактический материал по развитию речи, с использованием Блоков Дьенеша.

.

Введение.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, решение которой сможет обеспечить готовность ребенка к школе.

Публикация «Дидактический материал по развитию речи, с использованием Блоков Дьенеша» размещена в разделах

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

«Логические блоки Дьенеша» используются в различных вариантах исполнения : объемные, плоскостные для развития детей и подготовки их к школе. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

На их основе можно познакомить детей с геометрическими фигурами, цветом, размером предметов и их толщиной. Игры с блоками учат детей разбивать множества на несколько подмножеств по разным признакам, сравнивать, анализировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию, работать по образцу.

В настоящее время разработано большое количество дидактических пособий по применению блоков, однако многие из них носят однообразный характер. Действительность в сфере образования такова, что в настоящее время требуются дидактические игры, построенные на принципе интеграции знаний разных областей. Именно поэтому разработаны игры, позволяющие не только закрепить умение детей совершать игровые действия с блоками Дьенеша, но и формирующие одновременно их представления об объектах природы.

Играя в интеллектуальные игры с блоками Дьенеша, дети учатся решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам, развивают речь, мышление и математические представления. Игры и упражнения с логическими блоками универсальны : их можно предложить детям на занятиях и в свободные часы, в образовательном учреждении и дома.

Предлагаю вашему вниманию подборку авторских дидактических игр с логическими блоками Дьенеша. Данные игры будут способствовать не только развитию у детей психических познавательных процессов, но и позволят слоговому делению слов, звуковому анализу, составлению предложений, закрепить у них знания об объектах живой и неживой природы.

Дидактическая игра «Посчитай слоги»

Возраст: 6-7 лет.

Цель: Продолжать учить детей делить на слоги двух-трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные, совершенствование навыков слогового анализа.

Задачи: 1. Слоговой анализ слов;

2. моделирование слоговой структуры слов;

3. подбор слов с заданным количеством слогов;

4. разгадывание слогов ребусов.

Оборудование:

Блоки Дьенеша, карточки – схемы.

Ход игры. Детям предлагается любая картинка. Дети делят названия предметов на слоги и с помощью блоков Дьенеша выкладывают по схеме количество слогов в этом слове. (1 блок - это часть слова).

Н-р. Кто это? (ли-са). Сколько частей в этом слове? (два). Предлагаю превратить это слово из трех частей. (ли-си-ца). Сколько частей в этом слове? (три). Можно также предложить придумать слова из четырех частей. Предложить начиная с длинного слова, превратить в короткое слово. Задания можно придумать любые.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»

Возраст:6-7лет.

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Задачи:

1. Подбор слов с заданным звуком, назови слова со звуком.

2. Определение места звука в слове (начало, середина, в конце)

3. Звуковой анализ слов.

Оборудование:

Блоки Дьенеша, карточки – схемы.

Ход игры. Дети определяют место звука в слове (начало, середина, в конце.)

1. Детям предлагается любая слово. (картинка). Произнесите четко это слово. С какого звука начинается это слово. Где находится определенный звук, который ищем в слове. С помощью блоков выложим это слово, где нужный звук выделим другим цветом, формой, размером. Придумайте слова, где звук находится в середине, в конце. Посчитайте сколько звуков в этом слове? Выложить с помощью блоков Дьенеша звуковой анализ слова.

2. Чтобы сделать звуковой анализ слова гласные звуки выделяем - красным цветом, согласные - синим. Сколько в этом слове согласных звуков, сколько гласных? (выложить блоками).

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Возраст:6-7 лет.

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Задачи:

1. Анализ предложений, определение количества и последовательности слов в предложении;

2. моделирование предложений;

3. составление предложений по заданному количеству слов.

Оборудование: карты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, блоки Дьенеша.

Ход игры. Детям читают предложение. Каждое слово заменяется каким- либо блоком. С помощью блоков Дьенеша. дети по схеме составляют предложение.

Дидактическая игра по развитию речи «Ребусы»

Возраст:6-7 лет.

Цель: Закреплять умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Оборудование: Разноцветные карточки, буквы, блоки Дьенеша (с наклеенными буквами).

Ход игры: Играют 1-2 ребенка. Детям раздают карточки, на которых изображены картинки, на карточках спряталось слово. Его надо составить выделив из каждого слова на картинке первый звук, а затем сложить слово. Ниже карточки выложить картинку с буквой, соответствующей картинке.

Еще ниже выложить блоки с этими же звуками. Какая дорожка получилась у вас из блоков? Прочитайте слово, которое получилось.

Дидактическая игра «Кто где живёт?».

Возраст детей: 6-7 лет

Задачи:

1. закрепить представления детей об обитателях различных природных сообществ;

2. развивать умение выделять первую букву и первый звук в слове;

3. развивать умение декодировать информацию о блоках Дьенеша;

4. способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля во время игровой деятельности.

Количество игроков: один или несколько детей.

Оборудование:

- карты с изображением природных сообществ (болото, лес, пустыня, море, озеро) – картинки с изображением данного природного сообщества формата А4;

- карточки с изображением обитателей различных природных сообществ (размер 6х6 см);

- блоки Дьенеша с прикрепленными на них буквами;

- знаки-символы к блокам Дьенеша.

Ход игры:

Дети по очереди берут кодовые карточки и находят блоки в соответствии с ними. Ребенок, выбравший нужный блок, называет букву, изображенную на нем.

Далее ребенку необходимо найти карточку с изображением животного, название которого начинается на такую же букву.

После того, как ребенок нашел карточку с изображением животного, он определяет, к какому природному сообществу относится данное животное, и кладет карточку на карту этого природного сообщества.

Остальные дети следят за правильностью действий игрока, в случае необходимости помогают ему. Если игрок правильно выполнил задание, он получает жетон. В игре побеждает тот, кто набрал наибольшее количество жетонов.

Дидактическая игра «Морские обитатели»

Возраст игроков: 5-7 лет

Задачи:

1. закреплять знания детей о морских обитателях;

2. развивать умение детей декодировать информацию о блоках Дьенеша;

3. развивать навыки контроля и самоконтроля ребенка во время игровой деятельности.

Оборудование:

- игровое поле, состоящее из трех столбцов: в первом столбце воспитатель помещает карточки с изображением морских обитателей, во втором – кодовые карточки, третий столбец остается свободным (он предназначен для блоков, которые будут раскладывать игроки);

- карточки с изображением морских обитателей;

- кодовые карточки к блокам Дьенеша (знаки-символы);

- блоки Дьенеша.

Ход игры:

Ребёнок выбирает на игровом поле понравившегося ему морского обитателя, называет его и рассказывает о внешнем виде, особенностях данного обитателя. Если ребёнок не знает данного морского обитателя, ход переходит к другому игроку, который может рассказать информацию о данном морском жителе.

После того, как игрок рассказал о морском обитателе, он получает право найти блок по кодовой карточке, лежащей напротив изображения данного обитателя.

За правильно выполненное задание игрок получает жетон. Побеждает тот игрок, который наберет наибольшее количество жетонов.

Хотелось бы отметить, что по подобию можно организовать игры на закрепление знаний не только о морских обитателях, но и о других объектах живой природы (деревьях, ягодах, цветах и т. п.)

Публикации по теме:

Конспект игры с использованием блоков Дьенеша в первой младшей группе «В гостях у Ёжика» Цель: 1. Учить детей группировать предметы по размеру, цвету, форме. 2. Упражнять в названии геометрических фигур (круг,квадрат,треугольник).

Конспект игры-занятия развивающего типа с использованием блоков Дьенеша Цели: Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера; обследование предметов,.

Конспект индивидуальной работы во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша Конспект индивидуальной работы во 2 младшей группе с блоками Дьенеша Цель: 1. Формировать представления детей о геометрических фигурах:.

Конспект интеллектуального развлечения в подготовительной группе с использованием блоков Дьенеша «Математический КВН» Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Речевое развитие» Цель: закрепить и обобщить.

Конспект НОД с использованием блоков Дьенеша в подготовительной группе «Космическое путешествие» Цель: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. Задачи: - учить различать их по форме цвету и толщине;.

Конспект НОД в 1 младшей группе с использованием Блоков Дьенеша «В гости к Мишке» Задачи: Образовательные: -Пополнять опыт детей видеть общий признак предметов группы. - Упражнять детей находить нужную геометрическую.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и головоломок Программное содержание : 1. Развитие творческого воображения, внимания, комбинаторных способностей, умения воссоздавать модель по образцу.

НОД по математическому развитию «Заколдованная принцесса». Решение логических задач с использованием блоков Дьенеша Задачи: 1. Закреплять умение анализировать, читать цифры. Упражнять в самостоятельном решении логических задач. 2. Развивать внимание, логическое.

Образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «В поисках Машеньки». Младшая группаОбразовательная деятельность по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «В поисках Машеньки». Младшая группа Цель: Различение блоков по трем признакам: цвет, форма, размер. Задачи: 1) Продолжать учить соотносить реальную фигуру с символом; 2) Развивать.

Видеозапись занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием блоков Дьенеша Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал по развитию речи, с использованием Блоков Дьенеша
Опубликовано: 31 января 2018 в 07:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД