Татьяна Владимировна Бородина
Дидактическое пособие «Домик» по формированию слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие по формированию слоговой структуры «Домик».
Актуальность:
Согласно ФГОС, речевое развитие - это одно из важнейших направлений для детей дошкольного возраста. Слоговая структура слова страдает при осложненных формах речевого недоразвития (нарушается количество слогов, последовательность слогов в слове, искажение структуры слога, уподобление слогов, персеверации, антиципации, контаминации).
Публикация «Дидактическое пособие „Домик“ по формированию слоговой структуры слова» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2020
Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие «Домик».
Цель: формирование слоговой структуры.
Задачи:
1. Формирование пространственной ориентировки.
2. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
3. Уточнение произношения гласных звуков.
4. Отработка слогов.
5. Отработка слов (16 типов слоговой структуры).
Методика использования дидактического пособия «Домик» :
Дидактическое пособие «Домик» напоминает трехэтажный дом с 21 ячейками-квартирами. На каждой дверце висит замок. Для того, чтобы дверь открылась необходимо отстучать ритмический рисунок, указанный на дверце (облачко – тихо/медленно, капелька – быстро/громко). В квартирках живут игрушки-зверушки, которые хотят поиграть. Игрушки-зверушки предлагают задания.
1
Ориентировка в пространстве
/ 2
Общая и мелкая моторика
- 3
Темп и ритм речи
/- 4
Гласные звуки
-/ 5
Слоги
//- 6
1 тип
--/ 7
2 тип
///
8
3 тип
--- 9
4 тип
///- 10
5 тип
//-- 11
6 тип
/--- 12
7 тип
---/ 13
8 тип
--// 14
9 тип
-///
15
10 тип
//-// 16
11 тип
//--/
17
12 тип
/---/ 18
13 тип
--/-- 19
14 тип
/-/// 20
15 тип
/--// 21
16 тип
-//--
1 Квартира
Ориентировка в своем теле
1) Упражнение «Покажи» (показать животик впереди, спинку сзади).
2) Упражнение «Найди пару» (ребенку предлагаются варежки, перчатки, обувь, ладошки, нужно найти пару).
3) Сказка «Репка» ( ребенку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади?».
4) «Собери сказку» (ребенку предлагают расставить игрушки по инструкции : «Поставь лошадку близко к домику, а человечка между домиком и деревом»).
Ориентировка во времени.
1) Упр. «Лисичка ходит в гости» (Ребенок-лисичка ходит в гости к белке, волку, зайке, мишке. Потом ребенок должен показать у кого был сначала, у кого потом»)
2) Упр. «Выполни задания» ( Педагог дает задания: 1) вначале попрыгай, потом присядь на корточки; 2) покачай зайку, накорми мишку, хлопни в ладоши – ребенок выполняет действия, потом описывает последовательность действий).
3) Упр. «Повтори» (Педагог показывает несколько действий, а ребенок запоминает действия и повторяет).
2 квартира.
1) Упр. «Веселые пальчики» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки-ушки-рожки», «Пальчики здороваются»)
2) Упр. «Веселый язычок» («Забор-слоник-окошко», «Часики», «Лопатка-иголочка»)
3 квартира.
Темп.
Педагог показывает, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за ней медленно крадется кошка. Движения выполнять под бубен.
Ритм.
«Капля» (хлопнуть в ладоши громко)
«Облачко» (хлопнуть в ладоши тихо)
«Бусы» (чередование бусин двух цветов)
«Воспроизведение ритма с опорой на наглядность» (облачко – тихо, капля – громко)
4 квартира.
Гласные звуки
Разучивание гласных звуков, используя методику Т. Н. Новиковой- Иванцовой «Работа с неговорящими детьми».
«Произнесение гласных из двух, трех и более звуков».
«Произнесение гласных с выделением ударного»
«Узнавание и воспроизведение гласных по беззвучной артикуляции»
«Произнесение гласных, меняя громкость, настроение (грустно, ласково, злобно, темп голоса.
«Произнести столько гласных, сколько точек на кубике».
«Подпрыгнуть, когда прозвучит два (или другое количество) звуков»
5 квартира.
Слоги
Отработка слогов, используя методику Т. Н. Новиковой-Иванцовой «Ритмы. Слоги» (кнопочки)
«Снежная баба» (катаем снежную бабу и произносим заданные слоги)
«Кубики» (произнеси слог столько раз, сколько точек нарисовано)
«Молоток» (забиваем гвоздики молотком и произносим заданные слоги)
Произнесение слогов с раскладыванием палочек, кружков.
«Курочка» (ребенку предлагают ритмическую схему, нужно ее озвучить: ко-ко ко)
6 квартира (1 тип слоговой структуры)
7 квартира (2 тип)
8 квартира (3 тип)
9 квартира (4 тип)
10 квартира (5 тип)
11 квартира (6 тип)
12 квартира (7 тип)
13 квартира (8 тип)
14 квартира (9 тип)
15 квартира (10 тип)
16 квартира (11 тип)
17 квартира (12 тип)
18 квартира (13 тип)
19 квартира (14 тип)
20 квартира (15 тип)
21 квартира (16 тип)