Ольга Кувшинова
Дидактическое пособие «Волшебная коробка» для детей с ЗПР, ОНР в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Волшебная коробка»
«Волшебная коробка» - это авторское интерактивное многофункциональное мобильное логопедическое пособие, позволяющее сделать учебный материал увлекательным. Использование данного пособия создает у обучающихся рабочее настроение, вызывает у них удовлетворение от проделанной работы, ускоряет процесс усвоения знаний.
Цель: автоматизация звука «Р»
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебная коробка“ для детей с ЗПР, ОНР в начальной школе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2022
Задачи:
1. Пробуждать у обучающихся желание активно участвовать в процессе автоматизации звука.
2. Повышать познавательную активность и работоспособность обучающихся.
3. Развивать познавательные психические процессы.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Целевая аудитория: обучающиеся начальной школы с ЗПР, ОНР.
Актуальность дидактического пособия обусловлена возможностью автоматизации звука самостоятельно или с минимальной помощью взрослого.
Работа с «Волшебной коробкой» имеет в своей основе следующие принципы:
Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого обучающегося.
Принцип поддержки инициативы и формирования познавательных интересов обучающихся.
Принцип конкретности и доступности учебного материала.
Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
Принцип постепенности подачи учебного материала.
Описание дидактического пособия «Волшебная коробка»
Пособие представляет собой пять раскрывающихся по сторонам коробок, помещенных друг в друга по принципу Матрешки. На каждой из сторон каждой коробки размещены задания, игры и упражнения, которые усложняются по ходу раскрытия коробок : от внешней самой большой к внутренней – самой маленькой и в зависимости от номера стороны.
Замысел, правило, действие дидактической игры и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Описание заданий, игр и упражнений:
1. «Полей розу»
Цель: выполнение артикуляционных упражнений для звука «Р».
Игровая задача: Картинки с артикуляционными упражнениями изображены на «капельках воды», когда упражнение выполнено, капелька перекладывается на изображение цветущей в горшке розы.
2. «Звуковые дорожки»
Цель: произношение изолированного звука «Р».
Игровая задача: Маленькие пластмассовые игрушки перемещаются по волнистым линиям. Необходимо прокатить машинку по дорожке и провести собачку к будке, длительно произнося звук «Р».
3. «Лого – слоги»
Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.
Игровые задачи: читать и составлять прямые и обратные слоги.
а) карточки со слогами, помещенными в конвертик, вынимаются и прочитываются для Бараша;
б) слоги прочитываются при прохождении по стрелочкам от буквы Р к гласным;
в) карточки с буквами, помещенными в конвертик, вынимаются, составляются и прочитываются слоги.
4. «Чистоговорки»
Цель: автоматизация звука «Р» в чистоговорках.
Игровая задача: карточки с чистоговорками, помещенными в конвертик, вынимаются и прочитываются.
5. «Сложи пирамидку»
Цель: автоматизация звука «Р» в начале слова.
Игровая задача: части пирамидки раскладываются в порядке убывания вверх, изображенные на них картинки называются.
6. «Сложи букву»
Цель: автоматизация звука «Р» в начале и середине слова.
Игровая задача: разрезанная на части буква Р собирается, изображенные на частях буквы рисунки называются.
7.«Найди все слова со звуком «Р»»
Цель: автоматизация звука «Р» в начале, середине и в конце слова.
Игровая задача: карточки с наложенными друг на друга картинками, помещенными в конвертик, вынимаются и называются все изображения.
8.«Определи места звука «Р» в слове»
Цель: определение места звука в слове.
Игровая задача: карточки с картинками, помещенными в конвертик, вынимаются, определяется место звука в слове и на отдельной карточке с тремя клеточками помещается в нужную ячейку «алмаз».
9.«Читаем слова»
Цель: автоматизация звука «Р» в словах.
Игровая задача: собираются разрезные картинки, с написанными на них словами, слова прочитываются.
10.«Четвертый лишний»
Цель: автоматизация звука «Р» в словах.
Игровая задача: карточки с картинками, помещенными в конвертик, вынимаются, называется «лишнее» изображение.
11.«Сложи рыбку»
Цель: развитие логического мышления, умения действовать по образцу, закрепление произношения звука «Р» в начале слова.
Игровая задача: а) прочтение стихотворения; б) используя счетные палочки, выкладывается рыбка (образец предложен на карточке).
12. «Чего не стало?»
Цель: развитие памяти, внимания; автоматизация звука «Р» в словах.
Игровая задача: карточки с картинками, помещенными в конвертик, вынимаются, раскладываются в произвольном порядке. Затем одна или несколько карточек убирается, ребенок называет чего не стало.
13. «Составь предложение»
Цель: автоматизация звука «Р» в предложениях.
Игровая задача: составление предложений, используя картинки и схемы предложений.
14. «Новые слова»
Цель: автоматизация звука «Р» в словах.
Игровая задача: преобразование предложенных слов путём изменения одной из букв на букву Р.
15. «Буквы перепутались»
Цель: развитие мышления, умения видеть в определенных символах слова.
Игровая задача: карточки с картинками, помещенными в конвертик, вынимаются, из букв, данных вперемешку, с опорой на картинку составляются слова и вписываются в клеточки.
16. «Кроссворд»
Цель: развитие мышления, автоматизация звука «Р»
Игровая задача: отгадывание кроссворда по картинкам, в названиях которых содержится звук «Р».
17. «Прочитай»
Цель: автоматизация звука «Р» в тексте.
Игровая задача: прочтение текста, заменяя картинки словами со звуком «Р».
В последней коробочке расположен сюрприз – небольшой подарок. В качестве подарка предлагается мини-раскраска.
Таким образом, помимо электронных информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс, в логопедической работе с не менее меньшим успехом можно использовать дидактическое пособие, выполненное руками творческого педагога.
Пособие «Волшебная коробка» - отличный помощник в работе учителя – логопеда. Использование его в работе способствует активизации и обогащению словаря обучающихся начальных классов, ускорению процесса автоматизации звука, делая его привлекательным; формированию грамматических категорий; развитию связной речи; формированию психологической базы речи; совершенствованию мелкой моторики.