Анастасия Лазарева
Дидактический короб — экологическая лаборатория «Академия Почемучки» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Дидактическое пособие (экологическая лаборатория) «Академия Почемучки» – новый элемент развивающей предметной среды.
Публикация «Дидактический короб — экологическая лаборатория „Академия Почемучки“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2024
Оно создано для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС ДО, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.
При создании данного дидактического пособия (экологическая лаборатория) были учтены возрастные особенности дошкольников, цели и задачи экологического воспитания на данном этапе. В старшем дошкольном возрасте использование развивающей экологической среды реализует следующую цель:
формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
В соответствии с целью были определены данные задачи:
формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; классифицировать объекты живой и неживой природы по различным признакам;
обучать дошкольников самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений, продолжая объяснять детям, чем полезны животные, растения;
развивать экспериментальную деятельность,познакомив детей со свойствами предмета исследования формируя при этом умение делать открытия и выводы, развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику.
Экспериментирование является одним из самых любимых видов деятельности детей. Ведь только делая что-то самостоятельно, ребенок может сам ответить на свои же вопросы, делать выводы, умозаключения. Именно экспериментирование стимулирует поисково-исследовательскую активность детей, способствует развитию речи, логического мышления, аналитических способностей, учит находить причинно-следственные связи. А вопросы ребенок задает в любое время и в любом месте! Чтобы ответить на некоторые из них, наглядно объяснить и исследовать самостоятельно, ребенку могут понадобится различные предметы - помощники. Поэтому мы пришли к выводу, что нам нужно создать переносную лабораторию, в которой будут собраны все самые необходимые материалы и оборудование для исследования окружающего мира.
Дидактическое пособие (экологическая лаборатория) «Академия Почемучки» представляет собой деревянный короб, внутри которого расположен малый короб, в котором находится оборудование для экспериментальной деятельности (колбы разного размера, стаканчики, ложечки, трубочки и т. д.) На внутренних стенках внешнего короба частично расположено оборудование, а также различные материалы для экспериментов (пищевые красители, разнообразный бросовый материал и т. д., каждая из стенок внешнего короба раскрывается. При раскрытии, на стенках внутреннего короба расположены кармашки, в которых имеется карта-схема одного из эксперимента, загадка или другой печатный материал, который служит ребенку подсказкой в реализации экспериментальной деятельности (экспериментальная деятельность может быть как запланированная воспитателем, так по выбору воспитанников).Данное дидактическое пособие мобильно и его можно использовать для проведения разнообразных опытов.
Нами разработана картотека разных опытов для детей старшего дошкольного возраста, что позволяет педагогам запланировать, и грамотно организовать практическую работу по экспериментированию.